Для обеспечения равномерного и прямолинейного движения сумма действующих на параплан сил должна быть равна нулю.
Для упрощения объяснений рассмотрим только две основные силы, действующие на параплан:
- силу тяжести G, направленную вертикально вниз;
- полную аэродинамическую силу R, уравновешивающую силу тяжести.
Эти силы и точки их приложения схематично показаны на рис. 61. Сила тяжести G приложена к центру масс (ЦМ) системы (пилот + параплан). Полная аэродинамическая сила R приложена к центру давления (ПД).
Рис. 61. Силы, действующие на параплан в прямолинейном полете:
ЦД -
центр давления; ЦМ - центр масс; R - полная аэродинамическая сила; Y - подъемная
сила; X - сила аэродинамического сопротивления; G - сила тяжести; V - воздушная
скорость
В рассматриваемой нами упрощенной модели влияние аэродинамического сопротивления стропной системы и пилота не учитывается, поэтому ЦМ и ЦД можно расположить на одной прямой, перпендикулярной плоскости земли.
Реальная картина распределения сил несколько сложнее, но сейчас важно уяснить, что отличительной особенностью параплана является большое удаление друг от друга ЦМ и ЦД (длина строп составляет 5 - 7 м).
С одной стороны, это обеспечивает исключительную устойчивость аппарата, но с другой, вызывает появление ряда существенных особенностей в управлении.
Существует два способа управления парапланом - аэродинамический и балансирный. В полете они используются совместно, но для упрощения объяснений разберем их по отдельности.