Прежде чем обсуждать конкретные вопросы техники пилотирования, необходимо остановиться на некоторых психологических аспектах летной подготовки. Вот что пишет об этом исследователь, теоретик и планерист Отто Лилиенталь в своей книге «Полет птиц как основа искусства воздухоплавания»:
Искусство требует упражнения. Вначале высота должна быть умеренной и крылья не слишком широки, иначе ветер покажет, что с ним шутки плохи. Для тех, кто начал с незначительной высоты и постепенно увеличивал ее, равно как и пролетаемое расстояние, овладевая, таким образом, постепенно управлением аппарата, нет никакой опасности в перелете через самые глубокие пропасти.
На этих словах и ныне держится вся система летного обучения - от простого к сложному. Терпение. Постепенность. И еще раз терпение. Если хотите летать надежно и безопасно, никогда не изменяйте этим принципам.
Первое, что нужно сделать для того, чтобы обрести чувство уверенности в воздухе, - это привыкнуть к своему параплану и выработать набор стандартных автоматических движений, позволяющих не задумываться над положением рук и ног при выполнении элементарных маневров.
Каждому режиму полета соответствует совершенно определенное направление взгляда пилота. Так, например, перед выполнением любого разворота необходимо обязательно посмотреть в ту сторону, куда вы собираетесь повернуть. Если вы не научитесь делать это автоматически, то позже, оказавшись в плотной группе с другими парапланами, вы можете запросто спровоцировать столкновение в воздухе.
Учитесь правильно смотреть. И не пытайтесь экспериментировать. Это второе.
Привыкайте анализировать ошибки. Причем не только свои, но и ошибки товарищей. На начальном этапе обучения полетам на параплане они все, как правило, типовые. Не ограничивайтесь констатацией факта: то-то и то-то я делаю неправильно. Ищите причины.
Например, приземление получается слишком жестким. А в чем причина? Она может крыться в высоком выравнивании аппарата. Вы выравниваете крыло на недопустимо большой высоте. В результате аппарат сначала теряет скорость, а затем начинает падать. Это третье.
Разные люди осваивают новый материал очень по-разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Иногда может появляться ощущение, что товарищи уходят вперед, а вас инструктор как бы специально придерживает, заставляет еще и еще раз повторять то, что, на ваш взгляд, уже давно усвоено. Не сердитесь и не спорьте.
Инструктор знает то, чего вы еще знать не можете. Ухватить навык - одно дело, закрепить его - совсем другое.
А если инструктор ругает вас за небольшие огрехи, которые безнаказанно сходят с рук вашему товарищу, то из этого еще не следует, что инструктор специально к вам придирается. Возможно, он считает вас более перспективным и надеется подготовить из вас лучшего пилота, чем из вашего товарища. Руководствуйтесь в подобных обстоятельствах старой мудростью: «Со стороны виднее». Это четвертое.
Будьте строги к себе, будьте придирчивы. Помните, что ваш самый строгий, самый беспощадный, самый бескомпромиссный контролер - земля. Практически любого экзаменатора можно разжалобить, наистрожайшего начальника - умолить, даже совесть поддается уговорам. Земля неподкупна! Земля убивает тех, кто летает плохо, тех, кто сначала действует и только потом пытается думать. Это пятое.
Советы рождены практикой: как инструкторской, так и курсантской, и к ним стоит прислушаться.
- Силы, действующие на параплан
- Аэродинамический способ управления парапланом
- Балансирный способ управления парапланом
- Управление горизонтальной скоростью полёта
- Управление парапланом по курсу
- Сертификация и классификация парапланов
- Экипировка парапланериста
- Первый полёт на параплане
- Полёты с применением средств механизированного старта
- Безопасность полёта на параплане
- Спасательный парашют. Конструкция, эксплуатация, особенности применения
- Сигналы бедствия в планеризме