Указания по технике выполнения разворотов на 30 45 и 90 градусов
Цель |
Выработка навыков выполнения координированных разворотов на 30, 45 и 90° |
Условия |
Ветер до 4 м/с, ровный, встречный. Склон до 50 м со средней крутизной до 30°, ровный, открытый |
Количество полетов |
20 |
Выполнить взлет и перевести параплан в режим установившегося планирования. На удалении от склона не менее 15 м приступить к отработке выполнения поворотов.
Освоение разворотов на 30, 45, 90°, а также увеличение количества разворотов в одном полете производить последовательно, по мере выработки навыков и подготовленности обучаемого.
При выполнении упражнения добиваться управления парапланом без продольной и поперечной раскачек, возникающих из-за чрезмерно резких движений клевантами.
1 - 5 полеты:
Поворот клевантами. Выполняете плавным поджатием клеванты со стороны поворота. Запаздывание реакции параплана на действие пилота при входе в поворот составляет 0,5 - 1,5 с в зависимости от типа параплана и величины хода клеванты.
В процессе выполнения поворота положение клеванты сохранять постоянным. Для выхода из поворота плавно перевести клеванту в верхнее положение. 3апаздывание реакции параплана: 0,5 - 2,0 с.
Внимание: при быстром и глубоком зажатии клеванты поворот происходит с клевком. Величина потери высоты в клевке зависит от типа параплана, скорости и глубины зажатия клеванты и может составить до 5 - 7 м.
Необходимо напомнить пилоту о том, что чрезмерно резкое и глубокое зажатие клеванты может привести к попаданию параплана в режим обратного вращения.
Внимание: при чрезмерно быстром отпускании клеванты возможно появление поперечной раскачки. Запрещается гасить поперечные колебания зажатием клеванты с поднятой стороны купола.
Пилот должен поднять обе клеванты в верхнее положение, после чего раскачка прекратится сама собой через 2 - 4 с. Запрещается начинать выполнять новый поворот до полного прекращения поперечных колебаний.
Задание считается выполненным при входе в поворот над местом, указанным инструктором, без клевка, развороте на заданный угол и выходе из поворота без поперечной раскачки.
6 - 7 полеты:
Повороты балансирным способом. Выполняются перекашиванием пилота в подвесной системе в сторону выполняемого поворота. Положение пилота в подвесной системе должно быть полулежащим.
Запаздывание реакции параплана: 2 - 4 с. Для выхода из поворота переместиться на середину подвесной системы. Запаздывание реакции параплана: 1 - 2 с.
8 - 15 полеты:
Комбинированный способ выполнения поворота с одновременным поджатием клеванты и перекашиванием пилота в подвесной системе. По мере отработки техники выполнения поворотов постепенно уменьшить время входа в поворот и увеличить крен (не более чем до 30°).
16 - 18 полеты: повороты в режиме торможения.
Выполняются одновременным медленным поджатием клеванты со стороны поворота и отпусканием противоположной.
Внимание: напомнить пилоту об опасности потери скорости и возможности попадания в режимы заднего сваливания и обратного вращения.
19 - 20 полеты:
Имитация отказа (обрыва или запутывания) строп управления. Повороты выполняются путем плавного зажатия задних свободных концов. Глубина зажатия свободных концов должна быть примерно в 3 - 4 раза меньше глубины зажатия клевант.
Торможение параплана при приземлении также выполнять задними свободными концами. При выполнении упражнения пилот не выпускает из рук клеванты и сохраняет готовность в любой момент времени отпустить свободные концы и перейти на управление парапланом с помощью клевант.