Выполнение разворотов на параплане

Указания по технике выполнения разворотов на 30 45 и 90 градусов

Цель

Выработка навыков выполнения координированных разворотов на 30, 45 и 90°

Условия

Ветер до 4 м/с, ровный, встречный. Склон до 50 м со средней крутизной до 30°, ровный, открытый

Количество полетов

20

Выполнить взлет и перевести параплан в режим установившегося планирования. На удалении от склона не менее 15 м приступить к отработке выполнения поворотов.

Освоение разворотов на 30, 45, 90°, а также увеличение количества разворотов в одном полете производить последовательно, по мере выработки навыков и подготовленности обучаемого.

При выполнении упражнения добиваться управления парапланом без продольной и поперечной раскачек, возникающих из-за чрезмерно резких движений клевантами.

1 - 5 полеты:

Поворот клевантами. Выполняете плавным поджатием клеванты со стороны поворота. Запаздывание реакции параплана на действие пилота при входе в поворот составляет 0,5 - 1,5 с в зависимости от типа параплана и величины хода клеванты.

В процессе выполнения поворота положение клеванты сохранять постоянным. Для выхода из поворота плавно перевести клеванту в верхнее положение. 3апаздывание реакции параплана: 0,5 - 2,0 с.

Внимание: при быстром и глубоком зажатии клеванты поворот происходит с клевком. Величина потери высоты в клевке зависит от типа параплана, скорости и глубины зажатия клеванты и может составить до 5 - 7 м.

Необходимо напомнить пилоту о том, что чрезмерно резкое и глубокое зажатие клеванты может привести к попаданию параплана в режим обратного вращения.

Внимание: при чрезмерно быстром отпускании клеванты возможно появление поперечной раскачки. Запрещается гасить поперечные колебания зажатием клеванты с поднятой стороны купола.

Пилот должен поднять обе клеванты в верхнее положение, после чего раскачка прекратится сама собой через 2 - 4 с. Запрещается начинать выполнять новый поворот до полного прекращения поперечных колебаний.

Задание считается выполненным при входе в поворот над местом, указанным инструктором, без клевка, развороте на заданный угол и выходе из поворота без поперечной раскачки.

6 - 7 полеты:

Повороты балансирным способом. Выполняются перекашиванием пилота в подвесной системе в сторону выполняемого поворота. Положение пилота в подвесной системе должно быть полулежащим.

Запаздывание реакции параплана: 2 - 4 с. Для выхода из поворота переместиться на середину подвесной системы. Запаздывание реакции параплана: 1 - 2 с.

8 - 15 полеты:

Комбинированный способ выполнения поворота с одновременным поджатием клеванты и перекашиванием пилота в подвесной системе. По мере отработки техники выполнения поворотов постепенно уменьшить время входа в поворот и увеличить крен (не более чем до 30°).

16 - 18 полеты: повороты в режиме торможения.

Выполняются одновременным медленным поджатием клеванты со стороны поворота и отпусканием противоположной.

Внимание: напомнить пилоту об опасности потери скорости и возможности попадания в режимы заднего сваливания и обратного вращения.

19 - 20 полеты:

Имитация отказа (обрыва или запутывания) строп управления. Повороты выполняются путем плавного зажатия задних свободных концов. Глубина зажатия свободных концов должна быть примерно в 3 - 4 раза меньше глубины зажатия клевант.

Торможение параплана при приземлении также выполнять задними свободными концами. При выполнении упражнения пилот не выпускает из рук клеванты и сохраняет готовность в любой момент времени отпустить свободные концы и перейти на управление парапланом с помощью клевант.

Меры безопасности во время выполнения разворотов

  • В случае разворота на склон незамедлительно отвернуть от склона.
  • В случае разворота на склон в условиях недостаточной высоты выполнить меры по самостраховке.
  • Минимальная высота выполнения маневров - 10 м
  • Не допускать увеличения числа разворотов, угла разворота и величины крена свыше установленных инструктором.
  • Запрещается выполнение поворотов с креном свыше 30°.