Нормы летной годности пилотируемых свободных аэростатов
Авиационные правила Часть 31 (Выписка)
Одобрены и рекомендованы к практической сертификации решением Президиума исполкома НЛ Г от 24 декабря 1993 г.
Раздел D - Проектирование и конструкция
31.31. Общая часть.
Пригодность каждой детали или части конструкции, влияющей на безопасность, должна быть подтверждена испытаниями или расчетом.
31.33. Материалы.
- (а) Пригодность и долговечность материалов должны определяться по опыту
или путем проведения испытаний.
Материалы должны соответствовать утвержденным техническим условиям, гарантирующим прочность и другие свойства, принятые в расчетных данных. - (в) Прочностные характеристики материалов должны основываться на достаточном количестве испытаний по определению соответствия материала техническим условиям, с тем чтобы расчетные значения можно было устанавливать на основе статистики.
31.37. Крепления.
В конструкции могут быть использованы только стандартные или подтвержденные Разработчиком болты, шпильки, винты и заклепки. Для всех этих болтов, шпилек и винтов должны использоваться стандартные или подтвержденные Разработчиком приспособления и способы контровки, кроме тех случаев, когда показано, что в конструкции отсутствует вибрация. Самоконтрящиеся гайки не могут быть использованы с болтами, которые подвергаются вращению при эксплуатации.
31.39. Защита.
Каждая часть аэростата должна быть защищена от разрушения или потери прочности из-за климатических условий, коррозии или других причин.
31.41. Мероприятия по проверке.
Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие тщательный контроль, проверки и регулировки деталей, требующих проведения мероприятий по техническому обслуживанию.
31.43. Коэффициент безопасности для стыковочных узлов.
- (а) Коэффициент безопасности для стыковочных узлов принимается равным не менее 1,15. При этом прочность стыковочных узлов подтверждается испытаниями при максимальных эксплуатационных и расчетных нагрузках, при которых в соединениях и в окружающей их конструкции моделируются реальные условия нагружения с воспроизведением действующих напряжений в стыковочном узле и окружающей конструкции. Этот коэффициент относится ко всем стыковочным узлам (детали или концевые устройства, соединяющие один элемент конструкции с другим).
- (в) Для всех стыковочных узлов, выполненных заодно с деталью, стыковочным узлом считается часть всего узла до того места, где его сечение становится типичным для данного элемента конструкции.
- (с) Коэффициент безопасности для стыковочных ухюв может не применяться, если расчет соединений произведен в соответствии с одобренной практикой и на основе данных всесторонних испытаний.
31.45. Топливные баки.
Если используются топливные баки, то испытаниями должно быть показано, что топливные баки, их крепления и соответствующая опорная конструкция способны выдерживать без серьезных деформаций и разрушений любые инерционные нагрузки, которым можег подвергаться конструкция, включая испытания на удар при свободном падении, описанные в 31.27 (с).
Во время испытаний топливные баки должны быть нагружены массой и давлением, эквивалентными условию полной топливной заправки.
31.46. Системы подачи топлива под давлением.
В системе подачи топлива под давлением каждый ее элемент, включая соединения и трубопроводы, должен быть проверен под предельным давлением, превышающим, по крайней мере, в два раза максимальное давление, которому будет подвергаться система в нормальной эксплуатации. При этом в течение испытаний ни один элемент системы не должен выйти из строя юти неправильно функционировать. Конструкция, подвергающаяся испытаниям, должна воспроизводить типовую конструкцию системы подачи топлива и конфигурацию самого аэростата.
31.47. Нагреватели.
- (а) Если нагреватель используется в качестве устройства для создания подъемной силы, то система должна быть сконструирована и установлена так, чтобы не создавать опасности возникновения пожара.
- (в) Должно быть предусмагрено экранирование или другие средства для зашиты смежных с пламенем горелки элементов и лиц, находящихся на борту, от теплового воздействия.
- (c) Должны быть предусмотрены органы управления, приборы и другое оборудование, необходимое для безопасного управления и эксплуатации нагревателей. Должно быть показано, что они могут выполнять заданные им функции во всех ожидаемых условиях эксплуатации.
- (d) Система нагревателя (включая блок горелок, органы управления,
топливные трубопроводы, топливные баки, регуляторы, управляющие клапаны и
другие элементы) должна быть подвергнута испытаниям в течение не менее 50
часов.
При проведении испытаний каждый элемент должен быть установлен и испытан так. чтобы была смоделирована реальная установка в аэростате.
Программа проведения испытания должна быть построена таким образом, чтобы каждый временной отрезок в 10 часов включал 7 часов работы с максимальной потребной тепловой отдачей нагревателя, возникающих в эксплуатации, и 3 часа, разделенные, по крайней мере, на 10 равных этапов между максимальным и минимальным уровнями тепловой отдачи. - (е) Испытания должны включать, по крайней мере, 3 отключения пламени и
повторного зажигания.
(1) После проведения испытания каждый элемент системы должен быть в состоянии, пригодном к эксплуатации.
31.49. Системы управления.
- (а) Каждый элемент управления должен работать легко, плавно и достаточно надежно, чтобы обеспечить правильное выполнение его функций. Рычаги управления должны располагаться и идентифицироваться так, чтобы обеспечить удобство их использования и не допускать возможность их неправильного использования.
- (в) Каждая система управления и исполнительный механизм должны быть
разработаны и размещены так, чтобы исключить заедание и изнашивание, а также
исключить возникновение контактов с пассажирами, грузами и свободными
объектами.
Должны быть приняты меры, чтобы посторонние предметы не мешали органам управления.
Элементы системы управления должны иметь конструктивные особенности или ясную маркировку, чтобы свести к минимуму возможность неправильной сборки, которая могла бы привести к неправильному функционированию системы управления. - (c) Каждый аэростат, использующий газ в качестве средства создания подъемной силы, должен иметь автоматический клапан или рукав, который мог бы автоматически выпускать газ со скоростью не менее 3% в минуту от общего объема всей оболочки, когда аэростат находится под максимальным рабочим давлением.
- (d) Каждый тепловой аэростат должен иметь средство для обеспечения управляемого выпуска теплого воздуха во время полета.
- (e) Каждый тепловой аэростат должен иметь устройство индикации
максимальных температур поверхности оболочки, которые могут иметь место во
время эксплуатации. Индикатор должен находиться в поле зрения пилота и должен
иметь маркировку, указывающую предельную безопасную температуру материала
оболочки.
Если маркировка расположена на прозрачной крышке прибора, то должно быть предусмотрено средство для сохранения ее постоянного расположения относительно шкалы.
31.55. Средство для выпуска газа из оболочки.
Необходимо предусмотреть средство для экстренного выпуска газа из оболочки для проведения безопасной посадки в случае аварии. Если используется какая-нибудь другая система, отличная от ручной системы, ее безопасность должна быть подтверждена.
31.57. Разрывная аэростатная стропа.
- (а) Если для экстренного выпуска используется разрывная аэростатная стропа, она должна быть сконструирована и размещена так, чтобы исключить ее запутывание.
- (в) Сила, которую необходимо приложить к разрывной стропе, должна быть не меньше 11,5 кг и не больше 34,0 кг.
- (c) Конец разрывной аэростатной стропы, который используется пилотом, должен быть красного цвета.
- (d) Длина разрывной аэростатной стропы выбирается с учетом увеличения, по крайней мере, на 10% вертикального размера оболочки.
31.59. Трапеция, гондола и другие средства размещения лиц на борту.
- (а) Трапеция, гондола или другое средство транспортировки лиц, находящихся на борту, не должно вращаться отдельно от оболочки.
- (в) Каждый выступающий элемент трапеции, гондолы или другого средства транспортировки, который может травмировать лиц, находящихся на борту, должен иметь предохранительное покрытие.
31.65. Аэронавигационные огни
- (а) Если аэронавигационные огни установлены, то они должны состоять из одного белого постоянного свечения и одного красного (белого) проблескового с эффективной частотой вспышек не менее 40 и не более 100 циклов в минуту.
- (в) Угол действия каждого огня в горизонтальной плоскости должен быть не
менее 360 градусов.
Сила света должна обеспечиваться с установленными на огни обтекателями и цветными фильтрами и определяться в установившемся режиме работы источника света при минимальном напряжении питания, определенном изготовителем.
(1) Сила света в горизонтальной плоскости, проходящей через источник света, должна быть равна или превышать следующие значения:
Аэронавигационный огонь
Минимальная сила света [канделы]
Постоянный белый
20
Проблесковый красный или белый
40
- (с) Постоянный белый огонь должен располагаться не более чем на 6,0 м ниже
гондолы, трапеции или других средств транспортировки лиц, находящихся нд
борту.
Проблесковый красный (белый) огонь должен располагаться не менее чем на 2,0 м и не более чем на 3,0 м ниже постоянного белого огня.
(е) Каждый цвет аэронавигационных огней должен соответствовать огням Международного комитета по хроматичности освещения.