Воздушное право

Документы, необходимые для полетов на аэростатах

Воздушное право - совокупность установленных государством норм и правил в области разработки, изготовления, эксплуатации летательных аппаратов, в том числе производства полетов, а также использования воздушного пространства. Другими словами можно сказать, что воздушное право изложено в ряде документов, выпущенных или утвержденных уполномоченными государственными органами власти и касающихся так или иначе авиационной техники и воздушного пространства.

Основным документом, в котором изложены законодательные положения, является Воздушный кодекс Российской Федерации, выписки из него можно найти в приложении. Воздушный кодекс, по замыслу авторов, должен полностью определять порядок действий, так или иначе связанных с воздушным судном или воздушным пространством, или ссылаться на документы, в которых они изложены.

Правила проектирования и правила производства полетов изложены в Авиационных правилах АП-31 и Наставлении по производству полетов в гражданской авиации (НПП ГА). К сожалению, в российском воздушном праве многие положения слабо адаптированы для аэростатов и полетов на них и вызывают определенные трудности при общении с государственными чиновниками. И, если вы решили стать воздухоплавателем, вам необходимо в отдельных ситуациях проявлять гибкость мышления. В этом разделе будут в основном рассмотрены положения Воздушного кодекса.

Итак, начнем с тех документов, которыми вы должны располагать, если решили совершать полеты на тепловом аэростате:

  • сертификат летной годности аэростата (удостоверения о годности к полетам) (ВК, ст.36, п.1.);
  • регистрационное свидетельство аэростата;
  • сертификат воздушного перевозчика, если вы занимаетесь катанием пассажиров (ВК, ст.8);
  • лицензия на право перевозок, если вы занимаетесь катанием пассажиров на коммерческой основе (ВК, ст.9, п.1);
  • сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ВК, ст.61, п.3);
  • свидетельство (лицензия) пилота аэростата (ВК, ст.57, п.1);
  • разрешение на бортовую радиостанцию;
  • страховые свидетельства на пилота, членов экипажа и пассажиров (ВК, ст. 132, ст. 133);
  • свидетельство о страховании ответственности за вред, причиненный в связи с выполнением авиационных работ (ВК, ст. 135);
  • разрешение на полет, выданное региональной службой управления воздушным движением (ВК, ст. 16).

Свидетельство пилота в настоящее время можно получить на вполне законных основаниях через действующие лицензированные учебные центры.

В то же время с регистрацией аэростатов, особенно если вы занимаетесь коммерческими полетами, имеются проблемы. Однако все, кто имеет аэростат, договариваясь с региональными службами воздушного движения, летают на них, если так можно сказать, «условно легитимно», не испытывая каких-либо сложностей. Остается надеяться, что в скором будущем решится вопрос и с регистрацией аэростатов. Но для получения сертификата летной годности и регистрации необходимо разобраться, к какому виду авиации следует отнести ваш аэростат.

 

Воздушный кодекс делит всю авиацию на государственную, гражданскую и экспериментальную (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Виды авиации

Авиация, используемая для несения военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, относится к государственной авиации.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

В свою очередь, гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации,а гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, - к авиации общего назначения.

Если вы, имея аэростат, используете его для полетов в свое удовольствие, катаете друзей, участвуете в спортивных и других мероприятиях, не получая денег, то в этом случае ваша деятельность относится к гражданской авиации общего назначения и и соответствии с Воздушным кодексом не лицензируется. Но если вы прикрепили к оболочке какую-либо рекламу и получили за это деньги или катаете пассажиров на коммерческой основе, то ваш вид деятельности будет отнесен уже к гражданской коммерческой авиации и придется получать лицензию.

Независимо от того, является ваша деятельность коммерческой или нет, необходимо застраховать гражданскую ответственность за возможный ущерб, нанесенный аэростатом, а также застраховать нилота и пассажиров. Причем страховка пассажиров чаще осуществляется по максимальном числу, заявленному вами, без указания фамилий. Минимальная страховая сумма на каждого члена экипажа и пассажира составляет не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда. Организаторы воздухоплавательных мероприятий, как правило, допускают к участию в них только при условии наличия необходимых страховок.

Собираясь в полет, вы не должны забыть, что необходимо захватить следующие документы:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия);
  • сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
  • формуляр;
  • разрешение на бортовую радиостанцию, если аэростат оборудован радиоаппаратурой;
  • руководство по летной эксплуатации;
  • свидетельство пилота;
  • разрешение на полет от региональной службы управления воздушным движением.

Не помешают копии страховых свидетельств.

В России полное регулирование использования воздушного пространства осуществляется Министерством обороны. В части воздушного пространства, которое определено для воздушных трасс, воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, регулирование осуществляется Федеральной авиационной службой России (бывшее Министерство гражданской авиации). Получить разрешение на полет возможно несколькими путями.

Если рядом с вами находится какой-либо аэродром со слабым воздушным движением (например, аэродромы сельскохозяйственной авиации, бывшие аэродромы ДОСААФ), а местность в этом районе подходит для вылетов и посадок, то проще всего договориться с руководством аэродрома и подготовить дополнение к действующей инструкции по производству полетов в районе этого аэропорта. Такое дополнение проще согласовать.

Если поблизости таких аэродромов нет, то придется создавать и утверждать специальную инструкцию по производству полетов на аэростатах в зоне, которую вам предложат в региональной службе управления воздушным движением. .

В области использования воздушного пространства, в отличие от гражданского законодательства, действует принцип «что не разрешено - то запрещено». То есть на любой полет необходимо получать разрешение. Если имеется инструкция по производству полетов, то подача заявки на полет осуществляется, как правило, по телефону или факсу накануне полета.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.