Затягивая клеванты, пилот подгибает заднюю кромку купола. Это приводит к изменению аэродинамических сил, действующих на параплан, и к изменению траектории полета. Здесь необходимо сделать одно очень важное дополнение.
Если у вас по какой-либо причине клеванты запутались, потерялись или оборвались, то имейте в виду, что парапланом можно управлять с помощью свободных концов четвертого ряда строп.
Однако делать это придется весьма аккуратно, поскольку деформация крыла при зажатии свободных концов существенно больше, чем при работе клевантами. Это показано на рис. 62.
Рис. 62. Аэродинамический способ управления парапланом:
1 -
планирование; 2 - управление клевантой; 3 - управление 4-м рядом строп при
обрыве стропы управления
Допустимая глубина зажатия свободных концов в несколько раз меньше, чем ход управления клевантами.
Главной особенностью аэродинамического способа управления парапланом является так называемый эффект маятника, выражающийся в запаздывании реакции аппарата на управляющие воздействия, а также возможности появления раскачки пилота относительно купола.
Пилот должен постоянно помнить об этом и предугадывать характер поведения купола в воздухе на 1 - 2 с вперед.
Это явление объясняется большим удалением друг от друга центров масс и давления. При изменении формы купола происходит изменение сил, действующих на купол, в то время как пилота (центр масс) держат в воздухе не аэродинамические силы, а силы натяжения строп.
Запаздывание реакции параплана возникает из-за того, что сначала изменяется траектория полета купола и лишь спустя некоторое время, когда купол параплана уйдет достаточно далеко и стропы наклонятся, пилот начнет менять траекторию своего движения.
Если же купол начинает уходить слишком быстро, то пилот может начать раскачиваться под ним на стропах, как на качелях. Движения клевант должны быть плавными. Чрезмерно резкое руление ведет к раскачке параплана.