При взлете в ветреную погоду (скорость ветра более 2...3 м/с), независимо от
того, производится старт с открытой или закрытой площадки, аэростат должен быть
зачален с помощью привязного фала.
Скороподъемность в момент отрыва должна быть не менее 1.5...2 м/с, что
необходимо для исключения самопроизвольного снижения аэростата после прекращения
действия так называемой ложной подъемной силы. Ложная подъемная сила возникает
из-за динамического воздействия на верхнюю и нижнюю части оболочки воздуха с
различной скоростью (см. рис. 8.1). Эта сила будет тем больше, чем
больше разность скоростей ветра по высоте оболочки. При нахождении аэростата на
ровной площадке, на которой нет каких-либо препятствий, при скорости 5...6 м/с
ложная подъемная сила будет составлять несколько десятков килограмм. Если
площадка имеет укрытие, резко снижающее скорость ветра у земли, эта сила может
доходить до сотен килограмм, и на быструю компенсацию после старта за счет
включения горелки надеяться не стоит. Особенно сильно действие ложной подъемной
силы наблюдается при взлете с закрытых стадионов или из-за высоких зданий.
Точнее было бы говорить об опасности, таящейся в прекращении действия этой
подъемной силы.
Кроме эффекта прекращения действия ложной подъемной силы при старте из-за
укрытий может происходить деформация оболочки при попадании аэростата в
воздушный поток с большей скоростью по сравнению со скоростью ветра в точке
старта. Эта деформация также уменьшает подъемную силу и может привести к потере
высоты сразу после старта.
В то же время, если в составе приборного блока отсутствует термометр, то во
избежание превышения предельно допустимой температуры скороподъемность не должна
превышать 3 м/с.
При отцепке привязного фала следите, чтобы вблизи фала не было людей.
Напряженный, под воздействием ветрового напора, фал обладает большой энергией и
может наделать немалых бед, если поблизости будут находиться люди.
Рис. 8.1. Ложная подъемная сила возникает из-за нахождения оболочки в
потоках с различной скоростью