В процессе обучения курсантов полетам на тепловых аэростатах оказались полезными некоторые упражнения, помогающие выполнять безопасные полеты на воздушном шаре.
Как с большой высоты оценить - успеет или нет аэростат совершить посадку на выбранной площадке?Для начала натренируйте себя смотреть вниз пол углом 45°. Для этого на расстоянии вашего роста положите любой предмет и запомните направление своего взгляда. Повторяйте это в различной обстановке, и скоро взгляд под углом 45° у вас будет получаться автоматически. Для чего все это надо? Представьте, что вы находитесь на высоте 1000 м, средняя скорость дрейфа аэростата составляет 5 м/с, если вы начнете спуск со скоростью тоже 5 м/с, то коснетесь земли в точке, которую вы увидели, смотря под углом 45°, в момент начала спуска. Однако такая скорость считается предельной, поэтому имеет смысл увеличить вдвое расстояние от места, где находится аэростат, до точки, на которую вы смотрели под углом 45°. Если площадка в районе новой точки пригодна для посадки, теоретически достаточно начать спуск со скоростью 2,5 м/с. Зная приблизительно путевую скорость аэростата, можно оценить необходимую скорость снижения для приведения аэростата в район планируемой посадки.
Как заставить аэростат быстро опуститься на небольшую высоту? Такой маневр часто приходится делать при облете препятствий на малых высотах, например деревьев, домов, или при заходе на посадку на площадку, находящуюся после препятствия. Отработав такое упражнение, вы сможете более четко заходить на посадку и не бояться сделать преждевременное касание земли. Вы сможете, находясь в горизонтальном полете, резко опуститься на 10...20 метров и продолжить горизонтальный полет. Обычной ошибкой при выполнении спуска на заданную высоту является или слишком малая скорость спуска, которую пилот обеспечивает только за счет естественного остывания оболочки, или просадка аэростата на существенно большую высоту, чем этого требует обстановка.
Часто после спуска из-за включения горелки аэростат снова начинает набор высоты и поднимается на еще большую высоту, чем та, с которой начался спуск. Техника выполнения спуска на небольшую высоту (просадка) выглядит достаточно просто: сначала необходимо открыть парашютный клапан на 2...4 секунды, а затем мгновенно включить горелку тоже на 2...4 секунды. Конкретные величины времени открытия клапана и работы горелки зависят от конструкции аэростата, даатения в газовых баллонах и других факторов. После таких действий аэростат опустится на 10...20 метров и продолжит горизонтальный полет. Идея этого маневра заключается в том, что потеря подъемной силы наступает сразу после открытия клапана, а вот ее восстановление только спустя несколько секунд после включения горелки, этих секунд хватает, чтобы аэростат опустился на заданную высоту. Чтобы лучше видеть реакцию аэростата, такое упражнение надо делать на высоте 50... 10 метров над ровным полем.
Как выдерживать горизонтальный полет на высоте нескольких метров? Теоретически аэростат всегда совершает колебания относительно идеальной линии горизонтального полета, причем вполне очевидно, что чем равномернее будет работать горелка, тем меньше будет амплитуда отклонения. Приблизить работу горелки к равномерному режиму можно путем увеличения частоты импульсов, чем чаще вы будете включать горелку, тем легче выдерживать горизонтальный полет. Практически вполне достаточной частотой является одно включение через 1...2 секунды, естественно, продолжительность включения будет зависеть от давления газа и загрузки аэростата. Весьма полезным упражнением является полет на высоте 1...3 метра над ровным большим полем, на такой высоте сразу становятся очевидными все неправильные действия пилота.
Как при полетах на малых высотах оценить скорость снижения? Вариометр, являющийся обязательным прибором в аэростате, к сожалению, обладает инерцией и истинную скорость снижения начинает показывать через 5... 10 секунд. Единых правил не существует, я обычно начинаю обращаться за помощью к вариометру на высоте более 150...300 метров. При полетах на малой высоте, ниже 50... 100 метров, вариометр практически бесполезен для пилотирования, но крайне необходим для выработки чувства скорости снижения или подъема. Поднимитесь на высоту 300 метров и начните спуск с заданной скоростью, например 2 метра в секунду, по вариометру. Запомните, как ведет себя линия горизонта по отношению к остальному пространству, при этом смотрите только на линию горизонта, все остальные изменения вы должны видеть боковым зрением. При одной и той же скорости на различных высотах линия горизонта ведет себя по-разному, чем меньше высота, тем быстрее уходит линия горизонта. Проводите это упражнение, пока не научитесь правильно оценивать скорость снижения.
Как при полетах на высотах более 1000м узнать о снижении или подъеме аэростата?Способ определения скорости снижения или подъема, описанный выше, не очень подходит для больших высот полета. При исправном вариометре обычно проблем не возникает, его инерционность в этом случае не является критической. Но если у вас возникли сомнения в его работоспособности во время полета на высотах более 1000 метров, возьмите кусочек бумаги и бросьте его за борт, если он летит рядом с вами, то это означает, что вы опускаетесь со скоростью 0.5... 1 м/с, большие скорости снижения или подъема уже чувствует рука, выставленная за борт.
В процессе обучения не доводите скорость снижения до скоростей, при которых нижняя часть оболочки начинает иметь тенденцию к деформации.
Как проверить безопасный ход парашютного клапана? Многие начинающие пилоты с опаской относятся к парашютному клапану. Чтобы исключить этот синдром, необходимо проделать на земле следующее упражнение. С загруженной гондолой и наполненной оболочкой попробуйте несколько раз открывать клапан на различную величину. На правильно спроектированных аэростатах парашютный клапан должен возвращаться на свое место при весьма большом ходе фала управления (более 3 метров). Определите максимально возможный ход фала для вашего аэростата. Безопасный ход фала управления парашютным клапаном уменьшается при уменьшении величины загрузки гондолы.
Как зажечь дежурную горелку, если она погасла в полете? Каких только чудес не выдумывают пилоты, оказавшиеся в подобной ситуации: пытаются засовывать спички в технологические шели горелки, вставать на край корзины, поджигать бумагу. Дежурная горелка является весьма надежным элементом горелки, ее погасание обычно связано с небрежной подготовкой к полету. Обычными причинами погасания дежурной горелки являются:
- перезаправка главных баллонов;
- неправильная регулировка редуктора или дросселя на баллоне, питающем дежурную горелку (опасен как большой, так и маленький расход);
- засор или обмерзание форсунки;
- неправильный порядок выработки топливных баллонов.
Первые две причины устраняются после повторной попытки поджига горелки.
Конечно, необходимо попытаться зажечь горелку с помощью штатных средств самой
горелки, но если две, три попытки оказались неудачными, сделайте следующее.
Коробку спичек возьмите в левую руку (спички всегда должны быть у вас в самом
удобном кармане), спичку в правую, откройте огневой клапан, зажгите спичку и, не
прерывая движения руки, описывая рукой полукруг, забросьте горящую спичку в
белое пропановое облако над горелкой.
С первого раза это может не получиться,
поэтому тренируйтесь на земле, пока не добьетесь стопроцентного результата.
После того как загорелась основная горелка, дежурная горелка тоже должна
заработать.