Полеты на аэростате в условиях термической активности атмосферы более 2 м/с должны быть отнесены к особым условиям полета, а в случае обычного полета к особому случаю. Для полетов на планерах, дельтапланах и парапланах термическая активность атмосферы является одним из основных условий полета, для пилотов тепловых аэростатов даже небольшие термики создают проблемы пилотирования.
В термике, как правило, после нисходящего потока аэростат попадает в восходящий поток, который сообщает аэростату дополнительную подъемную силу. При движении в восходящем потоке необходимо поддерживать в оболочке такую температуру, которая имела место до вхождения в нисходящий поток, то есть температуру воздуха в оболочке на горизонтальном участке полета. Подъем в восходящем потоке необходимо продолжать, пока он не прекратится самопроизвольно или когда высота составит порядка 200...300 м относительно начала подъема. Этот запас высоты необходим для того, чтобы компенсировать действие нисходящего потока, в который, возможно, войдет аэростат.
Следите, чтобы температура в оболочке не опускалась более чем на 30...50 градусов по сравнению с температурой взлета. Чем меньше загружен аэростат, тем меньше допускается падение температуры в оболочке. Падение температуры в оболочке уменьшает внутреннее даатение, оболочка становится более уязвима к боковым порывам ветра, стремящимся выдавить из нее остатки теплого воздуха
Термики возникают и при отсутствии кучевой облачности. Открытые, особенно темные поверхности земли, такие как пашни, каменистые и песчаные грунты, а также асфальтированные площадки нагреваются существенно быстрее, чем зоны с растительным покровом и водой.
Поэтому над такими участками уже через 2...3 часа после восхода солнца следует ожидать подъема теплого воздуха, а над водной поверхностью и растительным покровом устанавливаются нисходящие потоки. Пилоты говорят, что пашни отталкивают, а вода притягивает аэростат.
На рис. 9.3 показана схема действий при попадании аэростата в типичный термик. С увеличением прогрева почвы увеличивается термическая активность атмосферы, термики начинают взаимодействовать друг с другом, что практически исключает возможность прогнозирования поведения аэростата.
Характер конвективных потоков зависит от многих факторов, в том числе от интенсивности солнечной радиации, ветра, рельефа местности, температуры, влажности почвенного покрова и т.д. При попадании в термик с вертикальными скоростями 4 м/с аэростат становится практически неуправляем, а при вертикальной составляющей скорости более 6 м/с аэростат полностью теряет возможность к самостоятельному спуску или подъему. Так, попытка компенсировать нисходящий поток путем дополнительного нагрева оболочки приведет к ее резкому перегреву и возможному разрушению, а при попадании в восходящий поток аэростат будет самопроизвольно набирать высоту, пока не закончится действие термика. И хорошо если аэростат остановится на высоте хотя бы 4000 м, еще не так высока вероятность обморожения и обморока от кислородной недостаточности. Учитывая, что термическая активность выше 2 м/с опасна для аэростата, от пилота требуется особая внимательность при принятии решения о начале полета.
Рис. 9.3. Схема действий при попадании аэростата в типичный термик:
- А-В - попадание аэростата в нисходящий поток, естественная реакция - включить горелку;
- В-С - попадание аэростата в восходящий поток, правильнoe действие - продолжать работать горелкой так же, как на горизонтальном участке;
- C-D - попадание аэростата в завершающий нисходящий поток, правильное действие - продолжать работать горелкой так же, как на горизонтальном участке, результат - аэростат выходит примерно на высоту точки А;
- B-C1 - попадание аэростата в восходящий поток, аэростат получает дополнительную подъемную силу, неправильное действие - сохранять горизонтальный полет;
- C1-D1 - попадание аэростата в завершающий нисходящий поток - оболочка
потеряла аэростатическую подъемную силу, результат - столкновение с
землей