Действующее НПП ГА в весьма малой степени распространяется на аэростаты и вообще не предусматривает рекомендаций по полетам на аэростатах в особых, нетипичных условиях и действиям в особых случаях. В то же время накопилось достаточно опыта, как зарубежного, так и отечественного, по поведению пилота при попадании аэростата в подобные ситуации.
К полетам в особых условиях на тепловых аэростатах следует отнести:
- полеты в условиях повышенной термической активности атмосферы, сдвига ветра, дождя, грозовой деятельности и электрической активности атмосферы;
- полеты в горной и малоориентирной местности, пустынях и над водной поверхностью;
- полеты зимой, при низких температурах и в малонаселенной местности.
Все перечисленные полеты относятся в большей степени к специальным полетам, таким как установление рекордов, полеты в интересах специальных ведомств и другие, требующие планирования полета в подобных условиях. На данный момент трудно дать какие-либо рекомендации по планированию подобных полетов, опытные пилоты всякий раз полагаются на себя и опыт предшественников. Утвержденных клубных, а тем более государственных документов в настоящее время не существует. Обычные полеты на тепловых аэростатах: спортивные, полеты на фестиватях, рекламные и связанные с катанием пассажиров - никогда не планируются в перечисленных условиях. Однако и при обычном полете пилот может попасть в условия, которые относятся к особым случаям.
К особым случаям при полете на тепловых аэростатах следует отнести:
- попадание аэростата в сдвиг ветра, дождя, в условия повышенной термической активности атмосферы;
- пожар при подготовке к взлету или в воздухе;
- повреждение оболочки;
- отказ блока горелок и системы питания;
- вынужденная посадка на лес;
- вынужденная посадка на воду;
- столкновение с линиями электропередач;
- резкая потеря нагрузки.
При возникновении особого случая необходимо:
- принять все возможные меры по предотвращению или уменьшению последствий ситуации;
- сообщить руководителю полетов и наземной команде сопровождения о возникшей ситуации, месте нахождения аэростата и дальнейших действиях;
- предотвратить панику;
- в зависимости от ситуации принять решение о совершении посадки или покидании аэростата с парашютом.