В принципе, тепловые аэростаты плохо приспособлены для привязных полетов или, точнее, подъемов. Это связано с открытой оболочкой и слишком малым давлением в ней. Ветер постоянно стремится се деформировать и выдавить теплый воздух. В то же время, поскольку аэростат является великолепным носителем рекламы, имеет полный смысл окупать его стоимость и, к сожалению, выполнять привязные полеты. В городских условиях, когда аэростат постоянно находится в зоне динамической турбуленции, возникающей от окружающих шаний. проблемы возникают уже при средней скорости ветра 4 м/с и более. Кроме этого плохо поддается контролю температура в оболочке, даже если имеется датчик температуры. Среди воздухоплавателей бытует мнение, что один час работы на привязи равен двум часам свободного полета. Лучше привязать аэростат за что-нибудь более надежное |
Отчасти это соответствует истине, но только отчасти. Все связано с тем, что при выполнении привязного полета высока вероятность превысить предельно допустимую температуру в оболочке. Может случиться так, что уже после нескольких минут работы при сильном ветре и попытках повыше подняться на аэростате оболочка полностью придет в негодность из-за сильного перегрева.
При полете на привязи аэростат должен развивать дополнительную подъемную силу, компенсирующую реакцию привязного фала, что требует повышенной температуры воздуха в оболочке. Чем выше высота подъема и больше скорость ветра, тем выше должна быть температура оболочки. Поэтому при подъемах на привязи необходим постоянный контроль за температурой. Если в комплектации аэростата отсутствует измеритель температуры, то можно воспользоваться таблицей 8.2.
Таблица 8.2 Ограничение высоты привязного полета при длине фала 50 м
Скорость ветра, м/с |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высота подъема, м |
48 |
35 |
20 |
15 |
10 |
При длине фала отличной от 50 м максимальная высота подъема, приведенная в таблице 8.2, должна быть изменена прямо пропорционально длине фала. Не рекомендуется применять фал более 100 м.
Необходимо помнить, что если полет в привязном режиме осуществляется на закрытых площадках, то при подъеме на уровень высоты укрытия может произойти значительная деформация оболочки из-за попадания ее в поток с большей скоростью, и. как следствие, резкая потеря подъемной силы.
Аналогичное может произойти при полетах на открытых площадках при вертикальном сдвиге ветра, возникающем из-за температурной инверсии в атмосфере, чаще всего наблюдаемой в ночное время или утром. В обоих случаях имеется вероятность столкновения с землей, поэтому при полетах в привязном режиме должна быть полная уверенность, что на всей высоте полета будут отсутствоватьрезкие изменения скорости ветра.
Для аэростатов класса АХ-7, АХ-8 рекомендуется применять привязной фал с разрывной нагрузкой не менее 4000 кг. Излишняя на первый взгляд прочность фала определяется в основном динамическими нагрузками, которые могут воздействовать на аэростат. Если площадка имеет ограниченные размеры, лучше использовать два или три привязных фала. При использовании двух привязных фалов угол между ними должен быть 80... 100°. При использовании трех привязных фалов углы между фалами должны быть около 120°. Длины фалов должны быть примерно одинаковыми. Иногда может понадобиться свесить запасной фал. закрепив его за один из карабинов, за него ваши помощники будут подтаскивать гондолу в нужную точку.
Все карабины должны применяться таким образом, чтобы они не воспринимали боковых нагрузок. Схема крепления карабинов показана на рис. 7.4. Первые подъемы должны рассматриваться как пробные, необходимо уточнить длины фалов и проверить их крепление, уточнить воздушные потоки на планируемых высотах.
При катании обязательно инструктируйте каждую группу пассажиров, кроме обычного инструктажа не забудьте предупредитьо порядке входа-выхода по принципу «один выходит - один входит», это позволит избежать неконтролируемый взлет аэростата. Не допускайте толпы около гондолы, пусть ваши помощники организуют очередь на расстоянии 10...20 метров от места посадки.
При полетах на привязи необходимо соблюдать дополнительные меры безопасности. Никому не разрешайте находиться рядом С привязными фалами, при взлете аэростата они могут представлять большую опасность. Никогда не применяйте другие фалы, кроме капроновых или лавсановых. Попытка применить фал из СВМ (кевлара), несмотря на его прочность, скорее всего приведет к обрыву из-за очень малой эластичности. То же самое касается и других материалов.