Особенности полётов вблизи кучевых облаков
В центральной части кучевого облака, венчающее активный ТВП, находятся восходящие потоки, по краям - нисходящие. Диаметр восходящего потока по небольшим облаком обычно составляет около 1/3 его диаметра.
По мере приближения к нижней кромке облака скорость восходящего потока увеличивается. Облако начинает как бы подсасывать выпаривающий аппарат. Внутри облака вертикальные скорости потоков еще возрастают и в мощных кучевых и кучево-дождевых облаках достигают 10 - 15 м/с. Следует отметить, что нижняя кромка облака в центральной его части расположена немного выше, чем по краям (см. рис. 133).
Рис. 133. Структура кучевого облака:
1 - граница облака;
2 - область восходящих потоков; 3 - область нисходящих потоков; 4 - втягивание
нижней кромки в центре облака
Эффект «подсасывания» и ускорения потоков внутри облака объясняется тем, что при конденсации водяного пара выделяется тепло. Это тепло подогревает находящийся внутри облака воздух. Формируется как бы вторичный термик, который и разгоняет потоки внутри облака. Очевидно, что чем облако больше, тем эффект подсасывания выражен сильнее.
Учитывая это явление, при приближении к облаку пилоту необходимо заблаговременно прекратить набор высоты и не допускать попадания аппарата внутрь облака.
Наличие восходящих и нисходящих потоков приводит к тому, что нижняя кромка в центральной части облака находится несколько выше, чем по краям. Если оказавшийся под нижней кромкой в центре облака пилот попытается уйти по прямой к его краю, то, вероятнее всего, некоторое время он будет лететь внутри облака вне видимости земли.
На приведенном рисунке восходящий поток расположен строго по центру облака. Это справедливо для облаков небольшого размера. У облаков среднего размера восходящий поток располагается под его наиболее толстой (темной) частью. Под облаками большого размера может быть несколько восходящих потоков различной интенсивности, но найти их часто бывает трудно, т.к. подлежащая обследованию область оказывается довольно велика.
В том случае, когда из-за сильного ветра вершина облака оказывается сдвинута относительно его основания, восходящий поток следует искать с наветренной стороны облака (см. рис. 134).
Рис. 134. Восходящий поток находится с наветренной стороны облака
Небольшие облака очень удобно использовать в маршрутных полетах на параплане, особенно если направление маршрута хотя бы частично совпадает с направлением ветра и перед пилотом не ставится задача пройти маршрут с максимально высокой скоростью.
Поднявшись с термиком к нижней кромке облака, можно зацепиться за него и спокойно сноситься вместе с ним по ветру на расстояние до нескольких десятков километров. Удобство этой тактики заключается в том, что пилоту не нужно рисковать, тратя драгоценную высоту на поиски новых потоков (которые он может и не найти...). Его уверенно держит облако.
Конечно, если вы будете использовать эту тактику, вам не занять на соревнованиях первого места, но, научившись стабильно и уверенно долетать до финиша, место в первой десятке сильнейших вы себе обеспечите.
Однако не все так просто. Маленькое кучевое облачко может незаметно превратиться в грозового монстра и затянуть в себя парящий под ним аппарат со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.
Находящийся непосредственно под нижней кромкой облака пилот не может точно определить динамику роста облака и его вертикальное развитие.
Единственное, что можно и нужно делать, - это постоянно следить за
вертикальными скоростями восходящих потоков. И при первых признаках их усиления
немедленно уходить вниз.