В 1984 г. в издательстве «ДОСААФ СССР» вышла очень полезная брошюра: «Наставление по производству полетов на дельтапланах-84» (НППД-84). В ней выделяется 5 видов подготовок к полетам на параплане:
- заблаговременная подготовка
- предварительная подготовка
- предполетная подготовка
- непосредственная подготовка
- разбор полетов
Заблаговременная подготовка включает в себя прежде всего теоретическую подготовку пилотов. Заблаговременная подготовка также включает в себя регламентные работы на технике и возможные ремонты.
Возьмем, например, спасательный парашют. Большинство парашютов положено переукладывать не реже, чем раз в три месяца. Если подошел срок переукладки, если вы хотите, чтобы парашют действительно был способен помочь вам в трудную минуту, выполнить эту работу следует независимо от того, планируете вы летать в ближайшие выходные или нет.
Отличительной особенностью заблаговременной подготовки является то, что она проводится без привязки к какому-либо конкретному месту или времени проведения полетов.
Рис. 153. Вид на город Ессентуки из-под купола параплана. Высота полета 2000 м
Предварительная подготовка проводится накануне полетов и распространяется не более чем на 2 летных дня. Она включает в себя постановку задачи на полеты, самостоятельную подготовку пилотов к полетам, а также проверку готовности пилотов и техники к полетам. Если вы планируете летать в выходные дни, то время предварительной подготовки - вечер пятницы.
Согласитесь, что для того чтобы не тратить субботнее утро и летное время на лихорадочную беготню в поисках «потерявшегося» шлема, чтобы не сетовать на разряженные аккумуляторы радиостанции, правильнее в пятницу все заранее проверить и приготовить.
Предполетная подготовка проводится на месте проведения полетов непосредственно перед началом летной смены. Она включает в себя подготовку к полетам и проверку материальной части, наземные тренажи, разведку погоды и предполетные указания руководителя полетов (РП). Давайте разберем подробнее, что такое разведка погоды и зачем она нужна.
Перед тем как разрешить полеты, РП оценивает метеоусловия, но, к сожалению, с земли невозможно детально определить воздушную обстановку. А для пилотов важны именно детали: фактические метеоусловия на стартовой и посадочной площадках, видимость, наличие и характер турбулентности, наличие и особенности ДВП, наличие и интенсивность термиков.
Для выяснения этих деталей и нужен специальный полет на разведку погоды. При необходимости в течение летного дня полеты могут быть закрыты для выполнения доразведки погоды.
Возникает естественный вопрос: кто может лететь на разведку? На разведку погоды имеет смысл лететь тем, кто может правильно оценить обстановку в воздухе и грамотно доложить ее пилотам после приземления. А еще этот человек должен иметь достаточный запас знаний и навыков, чтобы успешно справиться со всеми не замеченными с земли сложностями.
Очень часто разведку погоды проводит сам РП. Но он може поручить это кому-либо из опытных пилотов или инструкторов. Допуск к полетам на разведку погоды должен быть занесен в летную книжку пилота.
Если вы пришли на склон, а там уже кто-то летает или готовится к полету, то не торопитесь разворачивать купол. Присмотритесь сначала к тем, кто уже воздухе. По их полету вы сможете узнать очень много текущей обстановке.
Если же вы увидите множеств крыльев на старте и никого в небе, то, может быть, в воздухе все настолько плохо, что вам вообще не стоит доставать параплан из рюкзака. На эту тему есть очень хорошая поговорка:
«Лучше быть на земле и жалеть о том, что ты не в небе, чем быть в небе и жалеть о том, что ты не на земле».
Непосредственная подготовка выполняется перед каждым полетом и включает в себя осмотр параплана и подвесной системы (при необходимости) и предстартовую подготовку аппарата.
Контрольный осмотр техники проводится после посадок, при которых возможно повреждение параплана (например, после посадок на кусты или деревья). Действия пилота при подготовке к взлету уже обсуждались но, думаю, что будет нелишним вспомнить их еще раз.
Итак, порядок действий пилота при выполнении подготовки к полету (от выхода на старт до принятия решения на начало разбега и взлета).
- Разложить параплан «подковой» строго против ветра.
- Проверить воздухозаборники купола на отсутствие залипаний.
- Проверить стропы на отсутствие перехлестов и отсутствие в них посторонних предметов (веток, травы). Убедиться в том, что стропы не цепляются за неровности грунта.
- Проверить правильность подцепки подвесной системы к параплану.
- Проверить закрытие замков подвесной системы, контровку карабинов подцепки подвесной системы к параплану, убедиться в том, что защитный шлем застегнут.
- Принять исходное положение для подъема купола, взять в руки передние свободные концы и клеванты.
- Убедиться в отсутствии препятствий, способных помешать подъему купола и разбегу.
- Убедиться в отсутствии в воздухе парапланов, дельтапланов или других ЛА, способных помешать выполнению полета.
- Убедиться в том, что посадочная площадка свободна и на ней нет предметов и людей, способных помешать выполнению безопасной посадки.
- Доложить руководителю полетов о готовности к старту.
- После получения разрешения на взлет поднять купол с земли в полетное положение.
- Удерживая купол в полетном положении, проверить правильность раскрытия и наполнения его воздухом.
- Выполнить дополнительный беглый контроль обстановки в воздухе и на земле непосредственно перед началом разбега.
Разбор полетов является исключительно важным видом подготовки к полетам. Его ведет РП после окончания летной смены. На разборе полетов «по горячим следам» проводится анализ действий летной группы в целом и каждого пилота в отдельности. Обозначаются успехи.
Обсуждаются ошибки и определяются пути их устранения. Необходимо отметить, что на начальном этапе обучения подавляющее большинство ошибок - типовые. Поэтому новичкам более чем полезно услышать разбор ошибок своих товарищей.
Иногда на полетах случаются и нестандартные ситуации. Их детальное обсуждение всей группой позволяет не только проанализировать правильность действий попавшего в нее пилота, но и определить оптимальную стратегию на будущее.
В результате накапливаемый каждым пилотом опыт становится достоянием всей группы, а скорость и безопасность обучения существенно повышаются.