Значение облачности при полете на параплане
Облака состоят из бесчисленного множества микроскопических капель воды, образующихся при конденсации растворенного в воздухе водяного пара. Когда теплый и влажный приземный воздух поднимается вверх, он охлаждается.
С уменьшением температуры максимально возможная концентрация воды в воздухе уменьшается, и она начинает конденсироваться в виде облака.
Кстати, если зимой внести в теплую комнату с мороза очки, то их стекла запотевают. Это объясняется тем, что теплый воздух комнаты охлаждается о холодные стекла очков и содержащаяся в нем влага конденсируется на стеклах.
Точка росы - температура воздуха, при охлаждении до которой начинается конденсация влаги.
Кроме тумана, образующегося в охлаждающемся от соприкосновения с холодной землей воздухе, все облака образуются в воздухе, который поднимается вверх. Облачность определяется количеством облаков, покрывающих небесный свод. Она определяется на глаз по 10-ти балльной шкале: 0 баллов - небо без облаков, 10 баллов - небо полностью закрыто облаками.
Существует огромное множество облаков, которые отличаются друг от друга по форме, размерам, высоте расположения над землей, но все это многообразие может быть легко систематизировано, если разделить их по типу и высоте расположения их нижней кромки над землей.
Подавляющее большинство облаков относится к одному из двух типов: кучевым или слоистым (см. рис. 111).
Рис. 111. Кучевые (слева) и слоистые облака
Кучевые облака представляют из себя отдельные плотные образования с плоскими основаниями и округлыми вершинами. Они могут быть как маленькими, так и огромными, если развиваются в грозовые.
Слоистые облака - это однообразная пелена светло-серого цвета.
Под действием ветра облака могут разделяться на отдельные клочья с рваными краями. Слоистые облака занимают обширные районы, часто блокируя солнечный свет. Летом они могут давать моросящие осадки.
По высоте расположения над землей облака делятся на три яруса: нижний, средний и верхний. Нижнему ярусу принадлежат облака, расположенные ниже 2000 м. Средний ярус находится на высотах от 2000 до 6000 м. К верхнему ярусу относится все, что находится выше 6000 м.
Кучевые облака нижнего яруса - это облака хорошей погоды. Они образуются при конденсации влаги из охлаждающихся термических потоков. Эти облака похожи на горы хлопка или цветную капусту и являются отличными указателями на наличие и расположение термических восходящих потоков.
Кучево-дождевые и грозовые облака по сути являются суперразвитыми кучевыми облаками. Внешне они похожи на кучевые облака, но существенно мощнее. Для пилота СЛА грозовые облака чрезвычайно опасны.
При приближении грозового облака полеты СЛА должны быть прекращены.
Передняя часть облака, называемая фронтом грозы, является источником сильной турбулентности и мощных восходящих потоков. Пилот, приблизившийся к нижней части облака, рискует быть втянутым в него и потерять контроль над своим аппаратом.
За фронтом грозы следуют зоны осадков и нисходящих потоков. На земле проход грозового фронта сопровождается сильными порывами ветра, что может сделать мягкое приземление невозможным (см. рис. 112).
Рис. 112. Схема грозового облака
Когда такое облако начинает приближаться к вашей посадочной площадке, не пытайтесь использовать связанные с ним восходящие потоки. Лучше воспользуйтесь предшествующими ему спокойными зонами для того, чтобы как можно быстрее приземлиться.
Не забывайте, что для укрытия аппарата необходимо некоторое время. Гроза на расстоянии 20 км может оказаться над вами менее чем через 20 мин.
Слоистые облака образуются при медленном перемещении больших масс воздуха. Это происходит, например, в атмосферных фронтах или в циклонах. В некоторых случаях низкие слоистые облака могут быть образованы, когда атмосферная турбулентность, перемешивая воздух, поднимает его выше уровня конденсации водяного пара.
Примечание: атмосферный фронт - это сравнительно узкая переходная зона, расположенная на границе между двумя разнородными воздушными массами. Если холодный воздух вытесняет теплый, то это холодный фронт. Если теплый воздух вытесняет холодный, то это теплый фронт. Влияние атмосферных фронтов на погоду будет разобрано немного позже.
При полете на параплане вблизи или внутри слоистого облака болтанка обычно отсутствует, но существенно снижается видимость. Это особенно опасно при полете вблизи от склона горы или, если в воздухе находятся несколько аппаратов.
Выполнение полетов в облаках запрещается.
- В облаке пилот теряет возможность вести осмотрительность, т.к. видимость в нем часто не превышает 30 м. Это создает более чем реальную опасность столкновения с другими аппаратами или со склоном при полете вблизи горы.
- Внутри мощных кучево-дождевых и особенно в грозовых облаках находятся мощные восходящие и нисходящие потоки с вертикальными скоростями более 10 - 15 м/с. Нагрузки на аппарат могут оказаться настолько велики, что появляется реальная опасность его разрушения.
- В условиях сильной болтанки, отсутствия видимости земли и линии горизонта пилот может потерять пространственную ориентировку и контроль над аппаратом.
- При затягивании аппарата восходящим потоком мощного кучевого облака на большую высоту пилот может потерять сознание от недостатка кислорода и погибнуть от холода.
Вертикальное развитие грозовых облаков достигает 10 - 15 тыс. м при высоте нижней кромки над землей (базы облака) 300 - 600 м. Человек же может нормально дышать до высоты 4000 - 4500 м. Выше начинается кислородное голодание. Рубеж в 6000 м характеризуется развитием апатии к происходящему и потерей пилотом интереса к жизни.
Убывание температуры воздуха с высотой в нижних слоях атмосферы составляет примерно 0,8 - 1° на 100 м. Если на высоте 2000 м становится ощутимо холоднее, чем у земли, то на 4000 м - уже мороз.