Воздушный кодекс Российской Федерации
(Выписка) Принят Государственной Думой 19 февраля 1997
года
Одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года
Глава I. Общие положения
Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
- Обязательной сертификации подлежат юридические лица — разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
- Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал.
- Обязательные сертификация и аттестация осуществляются специатьно уполномоченными органами, на которые возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации. Требования к проведению обязательных сертификации и аттестации и порядок их проведения, установленные федеральными авиационными правилами, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
- Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.
Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации
- Лицензированию подлежат:
1) деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;...
авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц,...
подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала. - Лицензирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет специально уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
- Выдача соответствующих лицензий гражданам и указанным в статье 8
настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов
запрещается.
5. Некоммерческая деятельность в области государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий.
7. Лицензирование деятельности в области авиации осуществляется возмездно.
Глава II. Государственное регулирование использования воздушного пространства
Глава III. Государственное регулирование деятельности в области авиации
Глава V. Воздушные суда
Глава VII. Авиационный персонал
Статья 52. Понятие авиационного персонала
- К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Статья 54. Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации
Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты и лицензии.
Статья 55. Признание сертификата (свидетельства) иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала
Сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, признается в Российской Федерации действительным при условии если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам.
Глава VIII. Экипаж воздушного судна
Статья 56. Экипаж воздушного судна
1. Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц
летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет
гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного
экипажа меньше минимально установленного состава.
2. Состав экипажа
воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с
требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
4. В состав
летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить
только граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
Статья 57. Командир воздушного судна
1. Командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
Глава IX. Авиационные предприятия
Статья 61. Авиационное предприятие и эксплуатант
1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается
юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы
собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за
плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение
авиационных работ.
3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие
воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном
основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие
сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Требования к э.ксплуатанту
определяются федеральными авиационными правилами.
Статья 62. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации российских авиационных предприятий и российских индивидуальных предпринимателей
Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Глава X. Полеты воздушных судов
Глава XIII. Поиск и спасение
Глава XIV. Расследование авиационного происшествия или инцидента
Статья 95. Пели и порядок расследования авиационного происшествия или инцидента
- Авиационное происшествие или инциденте гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном Российской Федерации либо с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежит обязательному расследованию.
- Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются
установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по
их предотвращению в будущем.
Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.
Статья 99. Финансирование работ но расследованию авиационного происшествия или инцидента
- Расходы на обеспечение работы комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента финансируются за счет средств федерального бюджета, а на расследование авиационного происшествия или инцидента с гражданским воздушным судном, кроме того, за счет централизованных в установленном законом порядке средств организаций гражданской авиации с последующим возмещением этих средств за счет виновных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава XV. Воздушные перевозки
Глава XVII. Ответственность перевозчика, эксплуатанта «...»