При полетах на воздушных шарах в горной или холмистой местности необходимо учитывать вертикальную составляющую ветра, которая может создаваться не только термическими конвективными потоками, но и рельефом местности (так называемые динамические потоки). Опасность для аэростатов могут представлять также турбулентные потоки воздуха, так называемые роторы, создаваемые горными препятствиями (см. рис. 9.4), превосходящими в два и более раз размер оболочки, причем чем ближе находится аэростат к препятствию, обдуваемому ветром, тем сильнее опасность.
Рис. 9.4. Возникновение роторов в горной и холмистой местности На возникновение ротора влияет размер, форма препятствия, их взаимное расположение и скорость ветра. При малых скоростях ветра конкретная величина зависит от многих факторов, около препятствия реализуется ламинарное обтекание, при котором движение воздуха повторяет контур местности. При увеличении ветра до определенной величины с подветренной стороны препятствий образуются зоны, в которых возникают роторы со встречными потоками воздуха. Влияние восходящего динамического потока такое же, как у термического: возникает дополнительная подъемная сила, которая действует не продолжител ьное время с последующей сменой восходящего потока на нисходящий. |
Если пилот будет поддерживать постоянной высоту полета, используя дополнительную подъемную силу от восходящего потока, то при последующем попадании в нисходящий поток велика вероятность столкновения с землей.
Схема прохождения динамических потоков, возникающих возле горных образований, показана на рис. 9.5. Для правильного прохождения необходимо двигаться вместе с потоком, для чего нужно поддерживать температуру оболочки на том же уровне, который имел место до вхождения в поток. Безопасная высота прохождения над хребтом зависит от многих причин, если нет дополнительной информации, с целью исключения попадания в ротор не стоит планировать полет ниже 20% от высоты хребта. Рис. 9.5. Схема прохождения динамических потоков |
Скорость ветра над вершинами горных образований из-за поджатия потока всегда возрастает по сравнению с ветром в долине, что также необходимо учитывать при планировании посадок на плато гор. При полетах вблизи горных хребтов необходимо учитывать, что расстояние от гор, на котором воздух начинает свое восходящее движение по наветренному склону, зависит от высоты и крутизны хребта.
При высоте хребта 1000 м воздушный поток начинает восходящее движение на расстоянии примерно 15 км от него, но существенное влияние на полет аэростата ощущается на расстояниях 1...2 км. Скорость восходящего потока по мере приближения к вершинам хребта увеличивается и может достигать 10... 15 м/с и более при весьма слабых ветрах в долине. Учитывая вышеизложенное, место посадки необходимо выбирать до того, как скорость восходящих потоков превысит допустимое значение, или правильно преодолевать хребет.
При полетах на воздушных шарах в горах нужно учитывать, что ротор может образовываться не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскостях. Вот какой случай рассказал мне один пилот, который сам испытал на себе действие локальных погоков вторах. Шар летел параллельно скальной стенке на расстоянии нескольких десятков метров от нее, тенденции приближения к скаче не было, так и должно быть в идеальных условиях, при ровном ветре, дующем вдоль гладкой стенки. Впереди виднелся выступ достаточно больших размеров. Пилот считал, что воздушный поток обогнет его и не допустит шар слишком близко к этому выступу. Поначалу так и было, но как только оболочка поравнялась с краем выступа, шар начало тянуть на скалу, и только случай помог избежать столкновения. Рис. 9.6. Горизонтальный ротор |
На самом деле все могло закончиться более печально, если бы выступ с подветренной стороны имел более острый угол, а скорость ветра была чуть выше. Только при плавных выступах воздушный поток следует строго вдоль поверхности, если подветренная сторона выступа имеет угол более 15 градусов, то есть тенденция к образованию обратных токов, а при угле более 70 градусов они присутствуют, как правило, всегда. Если аэростат попадет в подобную воздушную воронку, то вполне возможно, сделав один или несколько кругов, он столкнется со стенкой.
Конечно, в такой ситуации лучше заблаговременно набрать высоту и тем самым
избежать неприятности. При попадании аэростата в область кольцевого движения
нужно тоже плавно начать подъем в тот момент, когда шар будет на максимальном
удалении от стены. Залогом безопасных полетов в горах являются также подробные
консультации с пилотами, которые давно летают в этой
местности.