Главная / Воздухоплавание / Экранопланы / Ударные экранопланы

Ударные экранопланы

В настоящее время в мире был создан только один ударный экраноплан — это тяжелый экраноплан-ракетоносец пр.903 «Лунь». Он был спроектирован в ЦКБ по СПК в г. Горьком под руководством В.Н. Кирилловых. В основу проекта легли наработки по десантному экраноплану проекта 902 на 900 человек и экспериментальному экраноплану КМ. Первый полет экраноплан совершил в 1985 году на Каспийском море. Мореходность на взлетно-посадочном режиме составляла 5 - 6 баллов. В 1987 году первый экраноплан-ракетоносец «Лунь» был достроен и поступил на испытания.

Экраноплан «Лунь» оснащен пусковыми установками противокорабельных ракет класса «воздух-поверхность» 3М80 «Москит» разработки ОКБ А.Я. Березняка и предназначен для уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС, отдельных надводных кораблей противника во взаимодействии с другими силами флота. Экраноплан выполнен по традиционной самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной в плане формы и Т-образным хвостовым оперением. Центроплан крыла размещен в средней части корпуса, под днищем - гидролыжное устройство, используемое при посадке для снижения перегрузки. Корпус и крылья выполнены из легких сплавов. Силовая установка экраноплана проекта 903 состоит из восьми двигателей НК-87М с тягой по 13000 кг. Они расположены по четыре слева и справа сразу за кабиной. Основные характеристики экраноплана и, для сравнения, ракетного катера с двумя типами самолетов-ракетоносцев приведены в таблице:


Экраноплан пр.
903 «Лунь»

РКА пр.12411
«Молния»

Ту-22МЗ

Ту-95МС-6

Максимальная /
стандартная масса
(водоизмещение), т

380 / 286

493 / 436

126 / 112

185/-

Дальность, км (миль) /
скорость, см/ч (узлов)

2000 (1100)
/ 500 (270)

4500 (2400) / 22 (12);
2950 (1600) / 25 (14)

1630 (5100) /
на сверх- (до) звуке

10500 / 710

Максимальная
скорость, км/ч

500 (270) 6 ПКР ЗМ80
«Москит»;
2x1 23мм ПИ-23

75(41)
4 ПКР 3М80 «Москит»;
1x1 76.2 мм АК-176М;
2x6 30 мм АК-63ОМ;
1х4 3РК«Стрела-3М»или
«Игла», 16 3УР

2300 (на высоте)
3 ПКР Х-22М;
1x2 ГШ-23

830
6 КР Х-55МС;
1x2 ГШ-23

Вооружение









БРЭО

РЛС «Получас»;

РЛК «Монолит»;
комплекс РЭБ «Вымпел-Р2»

РЛС ПНА;

РЛС «Обзор»;


Комплекс РЭБ
«Хиппер»


Комплекс РЭБ

БКО (РЭБ)

Масса боевой
нагрузки (КР), кг

23700

15 800

17700

10200

Мы видим, что, уступая по дальности и скорости, экраноплан значительно превышает бомбардировщик по боевой нагрузке. При сопоставимом вооружении ракетный катер значительно уступает экраноплану в скорости, но превышает в дальности и времени нахождения в море. Таким образом, у каждой из ударных систем есть свои преимущества и свои недостатки. В принципе, в будущем при условии создания экранопланов большей массы можно говорить о вооружении их и более тяжелыми ракетами типа «Вулкан» или «Гранит», а также о дополнении их оборонительного вооружения ракетами малой дальности типа «Игла». Кроме того, с экраноплана возможно использование практически любых авиационных ракет (классов «воздух-поверхность», «воздух-воздух») с минимальными доработками.

Рассмотрим стратегию применения экранопланов. Для закрытого или полузакрытого театра военных действий - моря - они выступают конкурентами малых ракетных кораблей и ракетных катеров (МРК/РКА). По сравнению с ними экранопланы обладают сопоставимой дальностью (зависит от размеров как экраноплана, так и кораблей), намного большей скоростью, но намного меньшей защищенностью от средств воздушного нападения (на них нет средств самообороны, сопоставимых с корабельными средствами ПВО; по сравнению с ними пушечные установки не обладают большой боевой ценностью), т.е. в целом обладают сопоставимой боевой эффективностью. Можно представить различные ситуации, в которых лучше использовать или экранопланы, или МРК/РКА. Вывод - неплохо иметь на вооружении и то, и другое.

Теперь перейдем к открытым театрам - океанам. Там расстояния и волнение по сравнению с морями намного больше, следовательно, ракетные корабли малого водоизмещения там не действуют, на подобные условия они просто не рассчитаны. Если сделать большие экранопланы, которые способны действовать при больших волнах, они выступят конкурентами самолетов морской ракетоносной авиации (МРА) и дальней авиации (ДА), резервными целями для которых являются авианосные группы и отряды боевых кораблей. Но современные самолеты МРА, такие как Ту-22М различных модификаций, тоже летают очень далеко, но при этом намного, в 2-3 раза, быстрее. По вооружению они в принципе сопоставимы, хотя один экраноплан несет несколько большую боевую нагрузку.

Ударный ракетоносец "Лунь"

У экранопланов одно достоинство - они экономичнее, но для боевой системы определяющим параметром является боевая эффективность, а она у самолетов МРА все же выше, так как у них меньше время реакции системы. Возможно, экранопланы можно посадить на носители, чтобы они оказались ближе к месту событий, но - насколько большой носитель понадобится для настолько больших экранопланов? Переходим к вопросу корабля - носителя экранопланов. Тут экранопланы являются конкурентами палубной авиации. По сравнению с экранопланами самолеты палубной авиации обладают большей скоростью, но меньшей боевой нагрузкой.

С другой стороны, они меньше (помним о том, что мы должны сделать такие экранопланы, которые могут летать при достаточно больших волнах), и один корабль может нести значительно больше самолетов по сравнению с океанскими экранопланами. Следовательно, 2-3, пусть 4, самолета доставят к цели нагрузку экраноплана (Су-33 - 1, Су-27КУБ - 2, Су-34, для которого вполне возможна разработка палубного варианта, - 2-3 «Москита», «Лунь» - 6), а потом быстрее вернутся и доставят еще столько же. Более тяжелые ракеты все же дешевле и проще везти на кораблях, т.к. для них нужен совсем тяжелый и дорогой экраноплан, соответственно, совсем большой и дорогой носитель. Получаем, что для океанской зоны строить экранопланы и их носители экономически невыгодно - при сопоставимой стоимости они будут уступать по боевой эффективности другим боевым системам (МРА и палубной авиации), при сопоставимой боевой эффективности они будут резко превышать другие системы по стоимости.

В качестве общего вывода можно сказать следующее: не стоит как переоценивать экранопланы, так и недооценивать их. Это не «вундерваффе», но и не пустышка. Экранопланы обладают своей областью применения, в которой способны достичь большой эффективности. Следует помнить, что наибольшей боевой устойчивостью, а значит, и возможностями по выполнению поставленной задачи в самых неблагоприятных условиях обладает группировка разнородных сил. А экранопланы в одиночку воевать не будут - современный флот представляет собой систему, в которой даже самый крупный боевой корабль - всего лишь ее элемент. Так, например, при нанесении удара по корабельной группировке противника необходимо организовать одновременный удар различных ракет, подходящих с разных высот и направлений и запущенных с разных носителей - и самолетов МРА, и надводных кораблей, и подводных лодок.

Поэтому, если этот удар будет дополнен еще и ударом, нанесенным с экранопланов, - противнику будет намного тяжелее отразить подобную атаку, а вероятность его уничтожения значительно повысится. Особенно ярко проявляются достоинства экранопланов в случае использования их как средства первого удара благодаря высокой скорости, мощному ударному вооружению и высокой скрытности действий. Как подтверждение всему сказанному выше, в настоящее время единственный экраноплан -ракетоносец «Лунь» успешно действует в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ, обеспечивая ей серьезный перевес над любым противником.

Источник: журнал "Наука и техника",
№8 (39), 2009, август, стр. 24-29
авторы: Ефименко Ярослав, Андрей Скулин