Стороннему наблюдателю этот покачивающийся на ленивой каспийской волне
корабль покажется диковинкой. Или плодом воображения конструктора. Длинный,
стремительный корпус, смахивающий на фюзеляж авиалайнера, переходящий в
«дельфиний нос» кабины, ветровые стекла которой пугающе походят на раскосые
глаза. Турбореактивные двигатели. Самолетный киль - хвост. Когда эту непонятную
махину отбуксируют на чистую воду, оглушительно взревут моторы и узкое хищное
тулово рванется вперед в туче брызг. Набрав скорость, машина выскользнет из воды
и со скоростью истребителя помчится на высоте нескольких метров над морской
зыбью.
«Наш баркас был уже недалеко от берега, когда со стороны моря стал
нарастать рев моторов. Мы увидели, что к нам быстро приближается непонятное
железное чудовище - то ли самолет, то ли корабль. Его размеры все более
увеличивались, и мы поняли, что это все-таки огромный самолет, мчавшийся прямо
на нас в нескольких метрах над водой. Мы растерялись и оцепенели. Когда до нас
осталось метров сто. он, заложив вираж, стал поворачивать в сторону острова.
Казалось, концом крыла он вот-вот врежется в волны. Но нет - вода под крылом
будто прогнулась, чудовище выровнялось и продолжило свой ход к суше. Мы видели,
как оно чуть приподнялось над холмиком, потом снизилось за ним и, следуя рельефу
острова, скрылось за горизонтом...». Об этой встрече рыбаков с русским
экранопланом написала в 1992 году «Техника - молодежи». А мы рассмотрим, что
вообще представляют из себя экранопланы, какие они бывают и где
могут применяться.
По сути, экранный эффект - это та же воздушная подушка, только образуемая
путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегаюшим потоком. То
есть крыло таких летательных аппаратов создаёт подъёмную силу не за счёт
разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а
за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно
только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких
метров - в зависимости от размеров экраноплана).
Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают
земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления
под крылом и, как следствие, подъемная сила крыла получаются больше, чем у
обычного самолета. Кроме того, уменьшается аэродинамическое сопротивление крыла
набегающему воздушному потоку.
Источник: Журнал "Наука и техника", №7 (38), 2009
июль
стр. 41-49,№8 (39), 2009, август, стр. 24-29,
авторы статьи Ефимов
Я., Скулин А..