На данный момент в мире существует только один тип десантного экраноплана, выпущенный малой серией - транспортно-десантный - экраноплан пр. 904 «Орленок». -Фирмой «Grumman» также был разработан десантный экраноплан RAM2, но по различным причинам дальнейшего развития этот проект не получил. Эти экранопланы относятся к разным десантным системам и поэтому должны анализироваться отдельно.
Экраноплан Орленок был построен в 1972 г. после ряда экспериментов и испытаний пилотируемых самоходных моделей. Конструкция машины оказалась удачной и надежной. На испытаниях, в одном из испытатепьных полетов, экраноплан показал удивительную живучесть, получив повреждения фатальные для корабля, а тем более для самолета (в результате ошибки пилота и применения хрупкого сплава в конструкции у экраноплана оторвался хвост), но достигнув при этом базы.
«Орленок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км. Он способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами, взлететь с волны до 2-х метров и со скоростью 400 - 500 км/час доставить десант к месту высадки. После посадки на воду и выхода на относительно пологий берег, «Орленок» высаживает людей и технику через откидывающуюся вправо носовую часть. 12 ноября 1986 года экранопланы «Орленок» приказом министра обороны СССР принимаются на вооружение и приобретают титул первых в мире серийных крупных (с взпетной массой до 140 тонн) экранопланов, вставших в боевой строй. Из пяти принятых на вооружение аппаратов была сформирована 11-ая авиагруппа экранопланов Черноморского флота, которая базировалась в городе Каспийске на берегу Каспийского моря. Всем экранопланам были присвоены флотские обозначения, и все они считались кораблями.
Экраноплан «Орленок» спроектирован по самолетной схеме. Это трехдвигательный низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и корпусом-лодкой. Силовая установка состоит из двух стартовых турбореактивных двухконтурных двигателей НК-8-4К, установленных в носовой части, и маршевого турбовинтового НК-12МК в районе Т-образного хвостового оперения. На экраноплане была реализована система поддува стартовых двигателей под крыпо, что позволяло 140-тонному аппарату преодолевать на малой скорости отмели, возвышенности и самостоятельно выбираться на пологий берег для высадки десанта. Все двигатели представляют собой морские модификации соответствующих авиационных. Основные характеристики экраноплана, самолета и десантных кораблей приведены в таблице.
|
Экраноплан пр. 904 «Орлёнок» |
СДК пр. 771 |
ДКВП пр. 1232.1 |
ИЛ-76МД |
Максимальная / |
140 / 120 |
800 / 750 |
350 / 310 |
190/- |
Дальность, км |
1500 (800) / 350 (190) |
5500 (3000) /22 (12) |
550 (300) /93 (50) |
7200 (20 т), |
Максимальная |
400 (220) |
34,3 (18) |
130 (70) |
850 |
Вооружение |
1x1 14,5 мм «Утес» |
2x2 30 мм АК-230, 2x18 140 мм |
2x2 30 мм АК-230 |
1x2 23мм ГШ-23Л |
БРЭО |
НК «Экран» с РЛС |
|
РЛС АУ «Рысь» |
ПНПК с РЛС, ср-ва РЭБ |
Грузоподъемность |
20 т; 150 чел. |
5 танков или 180 чел. |
80 чел. или 2 средних |
20-50 т; 128 чел. |
Как мы можем видеть, экранопланы «Орленок» выступают конкурентами обычным водоизмещающим десантным кораблям, десантным кораблям на воздушной подушке и тяжелым десантным самолетам. При общем сравнении мы можем отметить, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии. А десантный экраноплан, который способен выполнить кратковременный подъем на требуемую высоту для преодоления препятствий, поднимает значение этой величины почти до 100%. Кроме этого, экраноплан значительно превосходит другие десантные средства в скорости, уступая только десантному самолету. На учениях 1988 года обычным десантным кораблям потребовались сутки, чтобы выйти в район высадки десанта, судам на воздушной подушке - 6 часов, а экранопланы типа «Орленок» справились с поставленной задачей за 2 часа.
Водоизмещающие малые десантные корабли для ВМФ СССР строились в небольшом количестве только в 50-х гг. XX века. Позже эту нишу прочно заняли десантные корабли на воздушной подушке. Поэтому для анализа мы возьмем наиболее близкий по параметрам средний десантный корабль пр. 771. Большая серия этих специализированных десантных кораблей была построена для СССР на верфях Польши. Обозначенные на Западе как десантные корабли типа «Polnochny», в 60-70-е годы XX века они были построены на Северной верфи в г. Гданьск (Польша) по проектам 770, 771 и 773. Всего с 1964 по 1986 годы было построено 107 кораблей данного типа и их модификаций. Корабли этого проекта заслужили весьма высокую оценку в тех странах, где они эксплуатировались. К достоинствам этих десантных кораблей относят конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации, рациональные принципы размещения десанта, небольшой состав экипажа, наличие в составе вооружения реактивных установок залпового огня.
Конечно, сравнение СДК пр.771 и десантного экраноплана «Орленок» будет некорректным, так как они относятся к разным классам, но некоторые особенности отметить можно. «Орленок», как летательный аппарат, намного меньше корабля по массе, но при этом обладает сопоставимым количеством посадочных мест и в 10 раз превосходит корабль в скорости. Благодаря этому экраноплан позволяет быстро доставить к месту высадки дополнительные силы. При этом корабль вследствие своей конструкции обладает значительно большей дальностью и автономностью. Также высокая грузоподъемность позволяет разместить на СДК мощное вооружение, благодаря чему корабль может выполнять функции огневой поддержки десанта. Как мы видим, и корабль, и экраноплан обладают своими достоинствами и вполне могут применяться совместно, дополняя друг друга в масштабной десантной операции.
Наиболее близким к «Орленку» десантным кораблем на воздушной подушке является ДКВП пр.1232.1 «Джейран». Созданию этого корабля предшествовали большие проектно-исследовательские и экспериментальные работы. Технический проект малого десантного корабля разработан ПКБ «Алмаз» в 1964-1965 гг. с десантовместимостью два средних танка. Опытный (головной) корабль был построен на судостроительном заводе в Ленинграде и в декабре 1970 г. после проведения испытаний передан ВМФ в опытную эксплуатацию. Всего по данному проекту с 1970 по 1985 годы было построено 20 кораблей. Это были первые в мире крупносерийные и самые крупные корабли на воздушной подушке на то время.
АКВП «Джейран». Фото А. Кузенкова
Как и в случае патрульных КВП и экраноплана, различия «Орленка» и «Джейрана» обусловлены их «родословной». Экраноплан как летательный аппарат легче ДКВП, но при этом превосходит его по количеству посадочных мест, почти в три раза по дальности и более чем в два раза по скорости. Однако «Джейран» обладает большей грузоподъемностью и за счет этого несет значительно более мощное вооружение и может доставить к месту высадки больше единиц бронетехники. Тем более что в Советском Союзе создавались и специализированные корабли на воздушной подушке для поддержки десанта, такие как ДКВП пр. 1206.1 «Мурена». Таким образом, наиболее выгодным является совместное применение обеих систем, как и в случае с обычными десантными кораблями, но на более близких расстояниях. При этом, благодаря более высокой скорости КВП и большей десантодоступности побережья для них по сравнению с обычными водоизмещающими кораблями, вся система доставки десанта становится более гибкой и универсальной.
В Советском Союзе удалось создать целый флот быстроходных десантных кораблей на воздушной подушке, способный наносить мгновенные точечные удары даже в условиях насыщенной электроникой современной войны. Десантные экранопланы не получили такого развития - но в основном по субъективным причинам. Планировалось выпустить большую серию «Орлят» - 120 единиц, серийную сборку должны были осуществлять судостроительные заводы в Нижнем Новгороде и Феодосии. Однако этим планам не суждено было воплотиться. В 1985 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, поддерживавший программу экранопланостроения. Новый министр Сергей Соколов закрыл программу строительства экранопланов, а выделенные на нее средства предпочел отдать на расширение флота атомных подводных лодок.
Основным десантным самолетом на рассматриваемый период являлся Ил-76МД. Он предназначен для выброски воздушного десанта, перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки войскам срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. Первая опытная машина была создана в 1981 г. (первый полет состоялся 6 марта 1981 г.) на базе Ил-76М, а с июня 1984 г. Ил-76МД начал поступать на вооружение. Самолет, как и вертолет, работает в более жестких аэродинамических условиях по сравнению с экранопланом. Вследствие этого Ил-76МД обладает большей взлетной массой по сравнению с «Орленком», большей грузоподъемностью, но меньшим объемом грузовой кабины и, как следствие, несколько меньшим количеством посадочных мест. Конечно, транспортный самолет обладает в два раза большей скоростью, но экраноплан из-за движения на сверхмалой высоте обладает большей скрытностью передвижения. Также высадка десанта из экраноплана через аппарель является более безопасной и скрытной по сравнению с десантированием. При этом экраноплан значительно превосходит самолет по экономичности. Следует отметить, что самолет, как и вертолет, обладает большей тактической гибкостью (может высадить десант не на побережье, а фактически в любом необходимом месте) и поэтому является более универсальной десантной системой. Как мы можем видеть, экраноплан из-за более узкой сферы применения не способен полностью заменить десантный самолет. Но в своей области, а именно в сфере доставки к месту назначения морских десантов, он обладает определенными преимуществами. Поэтому применение и развитие десантных экранопланов вполне оправдано и способно принести серьезное преимущество перед противником.
В США с десантными экранопланами сложилась несколько иная ситуация. Из-за очень выгодного географического положения Соединенные Штаты практически не испытывают потребности в малых и средних десантных кораблях, предназначенных для действий на сравнительно небольших расстояниях. Но при этом США обладают мощным флотом различных тяжелых десантных кораблей океанской зоны. Поэтому актуальной для США является задача разработки средств доставки десанта от тяжелого корабля-носителя к месту высадки - средств «последней мили».
В 50-х годах XX века основными высадочными средствами являлись танкодесантные
катера различных модификаций, разработанные еще во время Второй мировой войны.
Но они уже не устраивали военных по ряду характеристик, в первую очередь по
скорости. Для замены катеров рассматривались десантно-высадочные системы на базе
экранопланов, катеров на воздушной подушке и вертолетов. В рамках этой программы
был разработан десантно-транспортный экраноплан RAM-2, предназначенный для
переброски небольших групп в прибрежные районы. Специалисты считают, что он мог
бы послужить базой для крупного десантно-транспортного экраноплана.
RAM-2
выполнен по схеме «летающее крыло» малого удлинения. С бортов крыло ограничено
развитыми шайбами, где размещаются энергетическая установка и стартовые
устройства. Для приема десанта и техники передняя часть крыла выполнена в виде
аппарели. Экраноплан снабжен газотурбинным двигателем, обеспечивающим скорость
полета до 460 км/ч (без нагрузки - до 650 км/ч). Длина акватории стартового
участка в обычных гидрометеорологических условиях 11,5 м, посадочного - 85 м.
Основные характеристики десантных экраноплана, катера, КВП и
вертолета приведены в таблице.
|
Экраноплан RAM-2 |
ТДКА LCVP |
ДКВП типа LCAC |
CH-46E «Sea Knights |
Максимальная / |
14/- |
13.5 / 8.5 |
185 / 173 |
11/- |
Дальность, км (миль) / |
900 (490) / - |
(60) / (7) |
370 (200) / 75 (40); |
1112 / 256 |
Максимальная |
460 (250) |
15 (8) |
74 (40) |
267 |
Вооружение |
|
|
2 пулемета М-2НВ .50 или |
два 12.7-мм пулемета |
БРЭО |
|
|
|
|
Грузоподъемность |
2.5 т |
4 + 40 чел., 0.36 т |
54-68 т; 180 чел. |
25 чел. или 3175 кг |
Наиболее близким к экраноплану по грузоподъемности является танкодесантный катер типа LCVP. Конечно, этот катер был разработан в первой половине 40-х гг. и поэтому относится к другому поколению десантно-высадочных средств, но другого варианта для сравнения у нас нет. Фактически главные достоинства катера по сравнению с экранопланом - это его большая грузоподъемность и малая цена. Кроме этого, на катере может быть установлено тяжелое вооружение (пулеметы и гранатометы), способное оказывать десанту огневую поддержку. Но критическим недостатком является очень маленькая скорость, которая сильно замедляет высадку десанта. А если подвести десантный корабль к берегу для уменьшения плеча доставки, то он становится уязвимым для огня тяжелой противодесантной артиллерии (а позже и противокорабельных ракет берегового базирования) - а это уже недопустимо в большинстве случаев. По этим причинам и была начата разработка других систем доставки десанта, в том числе и десантного экраноплана.
Единственным десантным кораблем на воздушной подушке в ВМС США является ДКВП LCAC (Landing Craft, Air Cushioned). Разработка катеров на воздушной подушке LCAC началась в начале 1970-х гг. На стадии разработки было построено два опытных образца десантных катеров, JEFF А и JEFF В. Для серийного строительства был выбран последний прототип. Строительство первых 33 катеров типа LCAC осуществлялось в 1982-1986 финансовых годах, 15 катеров было построено в 1989 г., по 12 в 1990, 1991 и 1992 гг. и 7 катеров в 1993. Первый катер на воздушной подушке класса LCAC был поставлен ВМС США в 1984 году. Начальная эксплуатационная готовность по катерам была достигнута в 1986 г." Последний катер, LCAC 91, был поставлен в 2001 г. В общей сложности был построен девяносто один катер LCAC. Десантные катера LCAC могут эксплуатироваться на десантных кораблях типов «Tarawa» (по одному катеру LCAC), «Wasp» (по 3 катера), «Anchorage» (по 4), «Austin» (по 1), «Whidbey lsland» (no 4) и «San Antonio» (по 2 катера LCAC). Катера LCAC имеют носовую аппарель для погрузки/разгрузки грузов десанта и способны перевезти за 1 рейс с десантного корабпя на берег до 68 тонн груза, или 1 основной боевой танк М1, или 2 танка М41, или 180 пехотинцев. Десантные катера на воздушной подушке типа LCAC способны производить десантирование на необорудованные берега, десантодоступность побережья для них составляет 70 %.
ДКВП LCAC, США
Конечно, прямое сравнение экраноплана RAM-2 и ДКВП LCAC будет неверным, так как это аппараты совсем разных классов. Поэтому проведем общий анализ. Экраноплан, как летательный аппарат, обладает большими размерениями и несколько меньшей относительной грузоподъемностью. Поэтому, если создать десантный экраноплан, примерно равный по грузоподъемности LCAC, то он будет занимать больше места и, соответственно, их необходимо будет размещать или в меньших количествах на тех же кораблях, или на кораблях большего водоизмещения. Да, экраноплан значительно превосходит ДКВП в скорости и дальности - но характеристики корабля на воздушной подушке вполне обеспечивают его применение в качестве средства «последней мили». Зато КВП обладает большей грузоподъемностью и способен доставлять негабаритные грузы. Но самым большим недостатком экраноплана является то, что из-за его больших размерений и сложной формы серьезно затруднена его эксплуатация с помощью доковых камер десантных кораблей.
Загрузка десанта в вертолет СН-46 «Sea Knight»
Таким образом, в данном случае десантный экраноплан все же уступает по своим параметрам десантным катерам на воздушной подушке. Если же создать десантный экраноплан, предназначенный для эксплуатации с использованием полетной палубы, то он выступит конкурентом десантного вертолета.
В 60-х гг. XX века на вооружение морской пехоты США поступил вертолет СН-46 «Sea Knight». Первый из вертолетов СН-46А поднялся в воздух 16 октября 1962г., испытания продолжались до конца 1964г., и в начале 1965г. первые эскадрильи корпуса морской пехоты США (КМП) приняли его на вооружение. С тех пор было построено несколько вариантов, в том числе: CH-46D для КМП, в основном аналогичный варианту СН-46А, но с турбовальными двигателями T58-GE-10 мощностью 1044 кВт (1400 л. с); CH-46F для КМП, в целом аналогичный варианту CH-46D, но с дополнительным электронным оборудованием; UH-46A «Sea Knight», аналогичный варианту СН-46А, поставленный в ВМС США 1 июля 1964г., и UH-46D для ВМС, фактически идентичный варианту CH-46D. Корпус морской пехоты США модернизировал 273 своих вертолета «Sea Knight» до стандарта
СН-46Е, установив на них турбовальные двигатели «General Electricw T58-GE-16 мощностью 1394 кВт (1870 л.с.) и введя другие усовершенствования. Теперь сравним вертолет и экраноплан применительно к их использованию в качестве десантно-высадочных средств. Экраноплан обладает значительно большей скоростью, но несколько уступает вертолету по дальности и грузоподъемности. Для десантно-высадочного средства отставание от конкурента как вертолета, так и экраноплана не является критическим из-за сравнительно небольшого плеча доставки. При этом и вертолет, и экраноплан при доставке десанта, как правило, будут лететь на сверхмалой высоте, чтобы уменьшить вероятность обнаружения и потери от огня противодесантной обороны. Поэтому для средства «последней мили» они обладают примерно одинаковой ценностью. Но вертолет способен выполнять полет на значительно больших высотах, и поэтому он является более универсальным средством и обладает большей тактической гибкостью. Конечно, экраноплан способен обеспечить доставку легкой бронетехники, но в принципе вертолет тоже может решить эту задачу с использованием внешней подвески, и при этом он, в отличие от экраноплана, способен доставлять негабаритные грузы. При этом создание экраноплана несет в себе намного большие технологические риски по сравнению с вертолетом. Эксплуатация экраноплана является более выгодной экономически, но для США в этом случае данный фактор все же не являлся определяющим, особенно учитывая заведомо большую цену разработки и внедрения десантных экранопланов. Таким образом, экраноплан в качестве десантно-высадочного средства все же уступает вертолету.
Подводя итог, мы можем сказать, что идея десантного экраноплана получила серьезное развитие как в Советском Союзе, так и за рубежом. Применение экранопланов в качестве средств доставки десанта на малой и средней дальности, как самостоятельно, так и совместно с другими средствами, позволяет достичь серьезных преимуществ и обеспечить успешное выполнение десантной операции любых масштабов. Но вот использование их в качестве высадочных средств десантных кораблей океанской зоны не является оправданным - в этом случае применение ДКВП или современных водоизмещающих катеров позволяет достигнуть большей эффективности.
Источник: журнал "Наука и техника",
№8 (39), 2009, август,
стр. 24-29
авторы: Ефименко Ярослав, Андрей Скулин