Силовая установка и трансмиссия
В качестве силовой установки на экраноплане используется восьмицилиндровый
бензиновый двигатель "Мерседес-Бенц" мощностью 326 л.с. (240 кВт) при 5500
об/мин или дизельный двигатель той же фирмы мощностью 313 л.с. Расход топлива на
крейсерском режиме движения составляет около 32 кг/час.
Передача мощности от двигателя к двум воздушным винтам производится через
трансмиссию, состоящую из центрального и двух боковых редукторов. Максимальный
момент на каждом выходном валу трансмиссии составляет 335 Нм. Боковые редукторы
вместе с воздушными винтами поворачиваются относительно корпуса на угол 60 град.
Четырехлопастные воздушные винты регулируемого шага АВ-110 диаметром 1400 мм
обеспечивают максимальную тягу 225 кгс каждый.
Мореходность
Взлет и движение экраноплана в крейсерском режиме допускаются при волнении до
0,3 м и скорости ветра до 5 м/сек. Свободный дрейф без повреждений конструкций
планера экраноплана допускается при волнении до 1,25 м и скорости ветра до 7
м/сек.
Амфибийные качества
Экраноплан способен передвигаться по мелководью и выходить на необорудованный
берег с уклоном до 5 градусов. Движение по суше и обратный сход на воду
осуществляется на скорости 10-15 км/ч.
Маневренность
Высокая маневренность экраноплана обеспечивается с помощью разнотяга
воздушных винтов. Радиус разворота экраноплана на малых ходах в водоизмещающем
положении при максимальном разнотяге винтов составляет не более 1 длины корпуса
экраноплана. В дополнение к разнотягу при маневрировании на малых скоростях
может использоваться выдвижной водяной руль. Полная циркуляция на
крейсерской скорости движения составляет не более 1400 м. Радиус разворота на
суше составляет 0,5 длины корпуса.
Конструкция планера
Планер экраноплана состоит следующих составных частей: корпуса, крыла с
закрылками, скегов, килей с рулями направлений, стабилизатора. Основные
конструкции планера изготавливаются из коррозийно-стойких материалов и сплавов
(стеклопластик, пенопласты, пенополиуретан, алюминиево-магниевые сплавы,
нержавеющие стали). Все отсеки покрываются краской снаружи и изнутри. Силовой
набор планера (шпангоуты, стрингеры, нервюры, стенки) выполнен из композитного
материала. Для увеличения жесткости корпуса в целом и прочности отдельных узлов
часть силовых элементов - шпангоуты, фундамент под главный двигатель, продольные
балки, стрингеры носовой части, нервюры центроплана крыла, подкрепление под
буксировку - изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава.
Крыло состоит из центроплана, двух отъемных частей крыла и 4-х секционного
закрылка. Отъемные части крыла соединяются с центропланом болтовым соединением.
Скеги левого и правого бортов, к которым крепятся элементы
воздушно-амортизирующего устройства (баллоны), являются неотъемлемыми частями
крыльев.
Рули направления, размещенные на килях, перекладываются синхронно на
максимальных угол 30 град. на каждый борт. Рули направления наиболее эффективны
на крейсерских скоростях движения.
Закрылки крыла отклоняются на угол до 20 град. с помощью электромеханизмов
через качалки и пневмоаммортизаторы.
Судовые устройства
На экраноплане предусматривается якорь Матросова массой 10 кг и якорный
канат, состоит из двух концов по 25 м каждый. При постановке на якорь канат
крепится на швартовную утку, расположенную на крыле.
Для швартовки экраноплана предусматриваются четыре швартовные утки,
закрепленные стационарно на крыле в носовой и кормовой частях по 2 утки на
борту. Для буксировки в носовой части корпуса экраноплана имеется кронштейн, за
который крепится буксирный канат.
Воздушно-амортизирующее устройство (ВАУ) представляет собой надувную
конструкцию, состоящую из трех поплавков-пневмобаллонов, укрепленных на днищевых
плоскостях корпуса и скегов. Величина объемов поплавков-пневмобаллонов, их
расположение относительно центра тяжести и величина избыточного давления в
пневмобаллонах, создаваемая системой наддува, обеспечивают экраноплану хорошие
гидростатические, амортизирующие и амфибийные характеритстики. Давление в
пневмобаллонах в режиме плавания поддерживается в диапазоне 2,0-2,5 кПа, на
амфибийных режимах - в диапазоне 1,0-1,5 кПа. Объем одного бокового баллона -
0,97 куб.м, центрального баллона - 1,05 куб.м.
Судовые системы
- Система кондиционирования обеспечивает режимы кондиционирования и
вентиляции пассажирского салона. Переключение режимов осуществляется
изменением положения воздушной заслонки с пульта водителя.
- Система отопления предназначена для отопления пассажирского салона с
помощью отопителя автомобильного типа. Отопление салона осуществляется только
при работающем двигателе.
- Система гидравлики предназначена для подачи рабочей жидкости в
гидроприводы поворота лопастей воздушных винтов, изменения угла поворота
боковых редукторов трансмиссии, выпуска-уборки водяного руля. В систему
гидравлики входит маслобак емкостью 1 л, шестеренчатый насос с рабочим
расходом 6-8,5 л/мин при давлении 110 кг/см2.
- Система наддува ВАУ предназначена для накачки воздухом и поддержания
заданного уровня давления в боковых и центральном пневмобаллонах. В систему
входят два воздухонагнетателя, клапаны баллонов и воздуховоды.
Воздухонагнетатель мощностью 430 Вт обеспечивает производительность 20 л/сек
при давлении 3000 Па. Поддержание необходимого давления в баллонах при
появлении утечек обеспечивается включением-отключением одного
воздухонагнетателя по сигналу датчика давления.
- Система пожаротушения предусматривает как автоматическое срабатывание
огнетушителей, так и ручное управление с пульта водителя через выключатели "1
очередь" и "2 очередь". При срабатывании огнетушители МАГ-3М распыляют
аэрозольные частицы, снижающие концентрацию кислорода в моторном отсеке и
покрывающие поверхности защитной пленкой, прекращающей доступ кислорода. После
срабатывания огнетушителей аэрозольные пленки легко удаляются с поверхностей
оборудования пылесосом или смываются водой. Вредного воздействия на материалы
и оборудование аэрозольные частицы не оказывают, они безвредны для
человека.
- Система питания указателя скорости предназначена для передачи
динамического и статического давлений из приемника воздушного давления в
указатель скорости.
- Система очистки и обмыва лобовых стекол состоит из двухскоростного
стеклоочистителя с редуктором, питающегося от бортовой сети постоянного тока
напряжением 24в, бачка с электронасосом, двух жиклеров, соединенных с бачком
пластмассовой трубкой.
Электрооборудование
Бортовая сеть экраноплана обеспечивает питание потребителей электроэнергии
постоянным током напряжением 12В и 27В. Напряжение 12В распределяется
потребителям силовой установки, системе вентиляции и кондиционировани,
сигнальному горну и системе пожаротушения. Напряжение 27В предназначено для
питания сигнально-отличительных огней, радио-навигационного оборудования,
системы освещения, механизмов управления движением экраноплана,
воздухонагнетателей системы наддува ВАУ и системы пожаротушения.
В качестве источников электроэнергии на экраноплане установлены:
- подзаряжаемая аккумуляторная батарея напряжением 12В емкостью 70 а.ч. для
стартерного запуска двигателя и аварийного питания потребителей сети 12В;
- подзаряжаемая аккумуляторная батарея напряжением 24В, состоящая из двух
12В батарей емкостью по 55 а.ч. для аварийного питания потребителей сети
27В;
- генератор переменного тока (Bosch) с встроенным выпрямителем и регулятором
напряжения, выдающим на выходе 13-14,2В;
- генератор переменного тока с встроенным выпрямителем и регулятором
напряжения, выдающим на выходе 27-31В.
Питание потребителей двухпроводное, кроме автомобильного оборудования.
Средства связи, навигации и сигнализации
- Для обеспечения ближней двусторонней радиосвязи с судами и береговыми
службами, работающими в системе ГМССБ морской район А1, и автоматической
передачи сигнала бедствия на экраноплане установлен судовой приемопередатчик
УКВ диапазона с цифровым избирательным вызовом, работающий при передаче на
частотах 156,025 - 159,175 МГц, при приеме - на частотах 156,025 - 163,275
МГц. Питание приемопередатчика осуществляется от сети постоянного тока
напряжением 27В.
- Для передачи координат экраноплана предусмотрена связь радиоустановки с
приемником спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Спутниковая навигационная
система позволяет также определять путевую скорость и время независимо от
метеоусловий. Приемоиндикатор навигационной системы установлен на левой панели
пульта водителя.
- Для обеспечения курсоуказания на экраноплане устанавливается магнитный
компас, показывающий магнитный или истинный курсы.
- Для удобства ведения сеансов связи приемопередатчик подключается к
гарнитуре водителя, а включение режима передачи осуществляется кнопкой,
расположенной на штурвале.
- Для обеспечения радиосвязи, в том числе аварийной, на экраноплане
устанавливаются два комплекта УКВ аппаратуры двусторонней радиотелефонной
связи спасательных средств, работающие в диапазоне 156,300 - 156,850 МГц.
Радиотелефоны располагаются на рабочем месте водителя.
- Для передачи сигналов оповещения о бедствии на спутники системы
КОСПАС-САРСАТ на экраноплане установлен аварийный радиобуй.
- Для обеспечения работы приемопередатчиков на стабилизаторе экраноплана
устанавливаются две антенны - УКВ и УКВ ЦИВ.
В состав сигнальных средств эраноплана входят:
- сигнально-отличительные фонари (фонарь круговой белого огня, фонарь
бортовой совмещенный зеленого и красного огней, фонарь круговой проблесковый
красного огня);
- звукосигнальное средство;
- ракеты бедствия парашютные красного огня - 4 шт.;
- плавучие дымовые шашки - 4 шт.;
- фальшфейеры красного огня - 4 шт.;
- фонарь электрический специальный водозащищенный в качестве переносной
сигнальной лампы;
- черный шар, выставляемый на крыше салона в качестве сигнала о стоянке
экраноплана днем на якоре.
Условия эксплуатации и базовое обеспечение
Экраноплан предназначен для эксплуатации в ходовом режиме в светлое время
суток вдоль морских побережий и внутренних водоемов с удалением от берега не
более, чем на 20 миль и от места убежища не более, чем на 100 миль.
Конструкция экраноплана позволяет ему швартоваться к любым оборудованным
причалам, самостоятельно выходить на берег для посадки и высадки пассажиров,
технического обслуживания и базирования. Штатным для экраноплана является
береговое базирование.
Кратковременные стоянки на берегу осуществляются на баллонах ВАУ, длительные
- на кильблоках под нижней плоскостью крыла или на специальных колесных парах,
используемых также для легкого перемещения экраноплана на береговых площадках.
Подъем и установка экраноплана на колеса осуществляется при помощи
пневмодомкрата.
В разобранном для транспортировки виде (съемные стабилизатор, кили, рули
направления, винты, отъемные части крыла) экраноплан умещается в 40-футовый
контейнер.