В сентябре 1910 г. на окраине Петербурга, в Коломягах, состоялись первые состязания русских лётчиков, носившие замечательное название: Всероссийский праздник воздухоплавания.
К этому моменту на счету у Юзефа Древницкого было уже свыше четырёх сотен прыжков с парашютом.
Для того времени цифра немалая. Он тоже принял участие в «празднике воздухоплавания», правда, вне конкурса, поскольку был тогда единственным парашютистом в России.
Состязания подходили к концу, когда вечером 24 сентября разыгралась страшная трагедия. На высоте около 400 м «Фарман» капитана Льва Мациевича разрушился в воздухе. Авиатор выпал из машины и разбился.
«Нет слов, могущих выразить тот ужас, что охватил всех нас, — писал очевидец этой катастрофы. — В каком-то оцепенении все стояли и смотрели, как человеческое тело, крутясь в воздухе, падало на землю». Видел эту жуткую картину и Юзеф Древницкий.
На «празднике воздухоплавания» он совершил несколько прыжков, вызывавших своей смелостью неизменное восхищение зрителей, сидевших на трибунах. Корреспондент известной петербургской газеты «Новое время», побывав в Коломягах, писал о Древницком: «Смельчак большой.
Когда он вчера поднялся на огромную высоту и оттуда бросился вниз, то дух замер. Ведь каждый полёт это — жизнь на карту».Прыгал Юзеф Древницкий и в тот трагический день, когда погиб Мациевич. Он считал, что парашют мог спасти авиатора, вырвать его из объятий смерти.
А в применимость парашюта в авиации тогда ещё мало кто верил, даже авиаторы. В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» Древницкий говорил: «Применение парашюта в аэроплане — моя заветная мечта.
Источник: Журнал "Техника молодёжи" №916
2010 Январь, стр.
46
Автор статьи: Геннадий Черненко