СВП - особенности управления

СВП аэроджип Пегас - особый вид транспорта, сочетающий в себе уникальные свойства самолёта, корабля и автомобиля. Отсюда следует необходимость особой техники управления аппаратами на воздушной подушке.

При движении на воздушной подушке трение между гибким ограждением и поверхностью минимально и почти не удерживает СВП на курсе.

Это означает следующее:

  • при совершении циркуляции СВП некоторое время продолжает по инерции двигаться в прежнем направлении;
  • на курсовую устойчивость СВП влияет поверхность движения и особенно боковой ветер.

Таким образом, если радиус поворота не важен (открытая местность без препятствий на несколько метров вокруг), можно маневрировать, как на автомобиле, простым поворотом руля. Если же необходимо повернуть с совершенно определённым радиусом, нужно сделать следующее:

  • на некотором расстоянии перед поворотом сбросить газ полностью, чтобы убрать воздушную подушку и войти в контакт с поверхностью движения
  • повернуть руль до упора в нужную сторону (лучше, чтобы это было прямо перед поворотом) и сразу же увеличить число оборотов двигателя не менее чем до 2/3 максимальных. При этом СВП прекратит двигаться в прежнем направлении и начнёт поворачивать
  • не дожидаясь окончания поворота, быстро повернуть руль в противоположную сторону для погашения инерции (чтобы поворот произошёл не на больший угол, чем надо).

Когда СВП встанет на требуемый курс, вернуть руль в среднее положение. Боковой ветер сносит СВП с курса, и к этому нужно быть готовым. То есть, если аппарат вдруг начинает уводить в сторону, необходимо немедленно корректировать направление движения рулём, а если СВП сносит на препятствие, убрать газ, тем самым, притормаживая, повернуть руль в направлении прежнего курса и вновь увеличить обороты двигателя. Нужно понимать, что навыки управления каким-либо другим видом транспорта для СВП в полной мере не пригодны. Управлять СВП, нужно учиться заново.


Управление СВП по дифференту

Рычаг управления по дифференту (горизонтальными рулями) расположен на правом борту рабочего места водителя и имеет 7 фиксированных положений. Среднее положение - рычаг по центру. По 3-и положения: на положительный (рычаг назад - рули подняты) и отрицательный дифферент (рычаг вперёд - рули опущены). Положение горизонтальных рулей выбирается водителем от сложившейся весовой центровки, зависящей от расположения груза и пассажиров. Прибегать к отрицательному дифференту (рычаг вперёд - рули опущены) следует при необходимости совершить разворот с малым радиусом циркуляции на воде или на суше.

Энергичной перекладкой от положительного к отрицательному дифференту следует прибегать в случаях необходимости выбраться из пересечённой местности с полной потерей скорости. При сходе СВП Пегас со льда на воду следует рули поднять верх (рычаг назад).

Положение рулей

отрицательный дифферент -
рули вниз

положительный дифферент -
рули вверх

В нижней части насадки воздушного винта, перед полкой-отсекателем, на которой закреплены нижние опоры вертикальных рулей, расположен электрический регулятор отсекателя потока воздуха. При его помощи регулируется количество подаваемого в подушку воздуха. Кнопка управления регулятором находится по правую руку от водителя перед рычагом управления горизонтальными рулями.