Кто-то подметил, что одной из бед России следует считать дороги, намекая на их качество или отсутствие таковых.
В 20-60-е гг. прошлого столетия их нехватку пробовали возместить небольшими аэродромами для лёгких многоцелевых самолётов.
Однако после «перестройки» отечественная авиация проявила «тенденцию к сваливанию», и энтузиастам пришлось вновь браться за разработку транспорта на воздушной подушке, который мог бы использоваться и в условиях бездорожья.
Например, самолёта «Динго» взлетным весом 3,7 т. длиной 12,9 м. рассчитанного на перевозку восьми пассажиров или 750 кг груза. Его выполнили по схеме низкоплана с прямым крылом размахом 14.2 м, от которого отходят две балки, заканчивающиеся П-образным хвостовым оперением.
Над кабиной установили турбовинтовой двигатель канадского производства мощностью 1100 л.с. с толкающим винтом, сообщающий машине крейсерскую скорость 275 км/ч и наибольшую 350 км/ч. «Динго» способен летать на высоте 3 тыс. м, при необходимости поднимаясь до 7 тыс., и преодолевать до 1700 км.
Второй, тоже турбовинтовой, двигатель в 250 л.с. создаёт под фюзеляжем воздушную подушку, поэтому самолёт может впетать с «бетонки», фунта, песка, снега, льда, воды и на них же садиться.
По мнению разработчиков, эта «дикая собака» пригодится санитарной, спасательной, патрульной, почтовой службам и, быть может, военным.
Ри.1 Многоцелевой грузопассажирский самолёт «Динго» с шасси на воздушной подушке
А сотрудники Московского авиационного института В.П. Морозов и Ю.А. Захарченко представили на трёхместную амфибию «Шмель» сухим весом 235 кг, предназначенную для туризма, отдыха на природе, спорта, патрулирования и спасения - хотя бы жителей прибрежных районов, застигнутых половодьем.
В передней части «Шмеля» — его длина 5,5 м. ширина 2,4 м - находится место водителя, сзади - двигатель «Ротекс» мощностью 50 л.с. с пропеллером в кольце, за которым расположены четыре прямоугольных руля направления.
«Ротекс» обеспечивает «Шмелю» не только поступательное движение, но и нагнетает воздух в гибкое ограждение.
Образовавшаяся «подушка» позволяет вездеходу ходить над сушей, водой, льдом, снегом, песком, асфальтом, преодолевая волны высотой до 250 мм и возвышенности в 10—12º, развивая на воде скорость 60 км/ч, над фунтом 65 км/ч и над снегом до 70 км/ч.
Запаса топлива хватает для поездки на 100 км. а увеличенного - на 300 км.
«Шмель» предназначен для трёх штатных пассажиров, но при спасательных операциях примет и десятерых.
Рис.2 Воздушная подушка позволяет вездеходу "Шмель" передвигаться где угодно или нужно
Источник: журнал "Техника молодёжи"
Июнь, 2009; №909,
стр.8
Автор статьи: Игорь Измайлов