Современный облик монгольфьеры приобрели после того, как по программе НАСА в США были проведены в конце 1950-х годов работы по тепловому воздухоплаванию. Основная цель программы НАСА заключалась в замене газовых аэростатов, применявшихся для тренировки пилотов дирижаблей и требовавших дорогостоящего гелия, на более лешевые тепловые аэростаты. Министерство обороны США на эти исследования выделило научно-исследовательской лаборатории НАСА, работавшей совместное американской корпорацией «Равен Индастрайз», денежные средства.
Именно тогда пришли к выводу о целесообразности использования жидкого пропана в качестве топлива и определился облик основных элементов современного теплового аэростата. Работы были завершены в 1963 году, а в 1964 году Центром военно-морского вооружения США проведены первые испытания. Работы с монгольфьером нового поколения сразу были замечены предпринимателями в странах Западной Европы и в Америке. В настоящее время только в одной Англии существуют три крупных предприятия по производству тепловых аэростатов. Фирмы «Сашсгоп Balloons». "Thunder and Colt», «Lindstrand Balloons» и «Sky Balloons» выпускают более 600 аэростатов ежегодно.
Нельзя не упомянуть и о принципиально новом виде монгольфьеров — солнечных тепловых аэростатах, использующих в качестве источника тепла исключительно энергию солнца. Перепад температур между воздухом в оболочке и окружающей средой у таких аэростатов достигает 30°С. Естественно, объем оболочки солнечных аэростатов в 2,5...3 раза выше, чем у обыкновенных тепловых.
Ренессанс воздухоплавания в России
В 1988 году несколько организаций в России практически одновременно приступили к проектированию тепловых аэростатов. Инициированием послужило появление двух венгерских монгольфьеров в Литве, входящей тогда в состав СССР, и презентация в Москве через кооператив «Сотрудничество» аэростата английской фирмы «Саmeron Balloons». Проектирование велось благодаря энтузиазму разработчиков, так как с финансированием были большие сложности. Несмотря на многочисленные трудности, аэростат, на оболочке которого было написано «Первый монгольфьер советского производства», полностью спроектированный и построенный в России, поднялся в воздух в Москве на Тушинском аэродроме 28 июля 1989 года. Он был спроектирован в Центре научно-технического творчества «Вектор» в подмосковном Красногорске.
Началом его создания явилось знакомство Александра Комиссарова, главного конструктора этого аэростата, и Юрия Тарана, директора ЦНТТ «Вектор». Основной деятельностью «Вектора» являлось проектирование, изготовление и монтаж кассетных очистных сооружений. Новый вид работы не смутил директора, и в «Векторе» было образовано воздухоплавательное подразделение. Интересно в этой истории еще и то, что финансирование разработки аэростата велось Институтом эволюционной морфологии и этимологии животных АН СССР, который планировал вести наблюдения за развитием флоры и фауны в горных районах Средней Азии с помощью аэростата.
Разработчики этого аэростата - профессиональные авиационные специалисты, не нашедшие поддержки на своей авиационной фирме, приступили к созданию монгольфьера в «Век-торс». На проектирование и изготовление понадобилось менее одного года. И после первого подъема на Тушинском аэродроме, уже через неделю, аэростату, построенному в России, рукоплескала родоначальница воздухоплавания - Франция.
В разработке этого шара принимали участие А. Заболотный, О. Дубровский, М. Кирноиенский, С. Князев, В. Латыпов, В. Леонтьев, Ю. Юркин и автор этой книги.
В 1990 году предприятие «Интеравиа» начало мелкосерийное производство тепловых аэростатов, в 1993 году изготовление аэростатов было передано фирме «Русбал».
Изготовлением аэростатов занимались также государственное предприятие «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» и по документации «Интеравиа» небольшая фирма «Аэронатц».
Первая фиеста тепловых аэростатов «Небо России» состоялась в мае 1990 года на родине подьячего Крякутного в Рязани. Организатором ее был известный полярный путешественник, кандидат медицинских наук М. Малахов. Вслед за этой фиестой проходит следующая, в Ленинграде, которая собрала 41 экипаж из различных стран мира.
К концу 1993 года общее количество тепловых аэростатов в России составило более 100 штук.
В июне 1990 года на базе Калужского авиационного училища ДОСААФ было проведено первое в России обучение польскими инструкторами российских пилотов, которые получили свидетельства пилотов Польского министерства транспорта. Большую помощь в обучении оказали польские инструкторы Эрениуж Хильчер и Гражина Добржинска, давшие путевку в небо более пятидесяти российским воздухоплавателям.