Не существует установленных законом требований о необходимости радиостанции на борту теплового аэростата. Как правило, требование о радиостанции и частотах содержится в инструкции по производству полетов для конкретной зоны или в правилах воздухоплавательного мероприятия (соревнования или фиесты). При совершении дальних перелетов, например, при установлении рекордов, когда возможно пересечение нескольких авиационных линий и трасс, радиотехническое обеспечение полета будет определено в специальном разрешении на этот перелет. При совершении обычных полетов для радиосвязи с диспетчером или руководителем полетов используются радиостанции, работающие в авиационном диапазоне УКВ 118.136 кГц. Связь с машиной сопровождения может быть установлена на любых других разрешенных частотах.
Если позволяют средства, имеет смысл приобретать две радиостанции, работающие в диапазоне 118... 136 МГц. одну — для аэростата, другую - для машины. Как правило, воздухоплаватели приобретают носимый вариант этих станций, мощность их такова, что в зоне прямой видимости, то есть при отсутствии каких-либо помех на пути распространения радиоволн, дальность связи составляет 30...60 км.
Такие идеальные условия возникают только в процессе полета. После совершения посадки, то есть когда обе радиостанции находятся на земле, дальность связи резко падает, с такой радиостанцией уже можно связаться на расстоянии не более 3...4 км, а если местность холмистая, то можно не услышать друг друга и на расстоянии нескольких сот метров. Приобретение более мощных радиостанций диапазона 118... 136 МГц потребует существенных затрат. Наиболее оптимальным, с точки зрения стоимости, можно рассмотреть следующий вариант. Одна радиостанция диапазона 118... 136 кГц (для связи с диспетчером) и две радиостанции повышенной мощности (15...20 Вт) Си-Би диапазона 26...28 МГц, в этом случае после посадки с машиной сопровождения можно связаться на расстоянии до 10... 15 км.
С распространением сотовых телефонов имеет смысл использовать их как дополнительное средство связи с машиной сопровождения, это особенно удобно, если устойчивая сотовая связь имеется во всей зоне полетов. В этом случае с машиной сопровождения можно связываться после посадки независимо от расстояния. При постоянном проведении полетов в одной зоне можно всегда договориться с зональным центром о внесении сотового телефона как основного или дополнительного средства связи с центром или диспетчером.
- Фразеология радиообмена - при проведении радиообмена старайтесь придерживаться строгой фразеологии.
- Сигналы бедствия - передается в случаях, когда воздушному судну или находящемуся на нем экипажу и пассажирам угрожает непосредственная опасность и требуется немедленная помощь.
-
Сигнал срочности - международный радиосигнал, касающийся
предотвращения возможной опасности для воздушного судна или находящихся на нем
экипажа и пассажиров. При радиотелефонной связи сигнал срочности состоит из
троекратно повторяемого слова ПАН (PAN). Он указывает, что вызывающая
радиостанция имеет для передачи очень срочное сообщение, касающееся
безопасности воздушного судна или безопасности лиц, находящихся на борту.
Сигнал срочности передается на рабочей частоте, при необходимости сообщение
может передаваться по аварийной частоте 121,5 МГц. По сигналу срочности
передаются сообщения:
- при попадании воздушного судна в опасные метеоусловия, создающие угрозу безопасности полета;
- при угрозе столкновения с другим воздушным судном;
- при обнаружении на суше или воде потерпевшего аварию судна (воздушного, речного или морского);
- при прослушивании других, не принятых сигналов бедствия, срочности или опасности. -
Сигнал безопасности - международный радиосигнал, касающийся передачи сведений о безопасности полетов или важного метеорологического предупреждения. При радиотелефонной связи сигнал безопасности состоит из троекратного повторения слова секьюрити, передаваемого перед вызовом. Сигнал безопасности передается на рабочей частоте. Экипаж при необходимости может передавать сигнал безопасности на аварийной частоте 121,5 МГц.