Воздухоплаватели, или, как часто их называют, баллунисты (от английского balloon - аэростат), - неугомонные люди. Ими придумано множество различных мероприятий с воздушными шарами. Фиесты и соревнования - основные из них. Фиесты воздушных шаров проводятся по всему миру и собирают до нескольких сотен аэростатов, наиболее крупные воздухоплавательные фиесты — это американская фиеста в г. Альбу-керк (штат Нью-Мехико) и французская в г. Метц. Соревнования на воздушных шарах в отличие от фиест - более серьезные игры взрослых людей. Международная авиационная федерация (FAI) утвердила типовые правила воздухоплавательных соревнований на тепловых аэростатах. Соревнования на воздушных шарах состоят из нескольких упражнений, суть которых заключается в том, чтобы как можно точнее привести аэростат в заданную точку или оптимизировать временной или дистанционный интервал полета. |
Чтобы зафиксировать свой результат, пилот сбрасывает маркер - ленту из легкой ткани длиной 1,5 метра с легким мешочком песка на конце. К каждому пилоту прикрепляется судья, или в воздухоплавательной терминологии - обсервер, который фиксирует все нарушения и достигнутые результаты, а чтобы не было соблазна сговора, на каждый полет пилоту назначается новый обсервер.
В отличие от многих видов спорта судейство в воздухоплавании полностью независимо от каких-либо влияний со стороны организаторов, спонсоров, пилотов, федерации. Это достигается за счет сложной иерархии лиц, обеспечивающих судейство. Как было сказано, непосредственно с пилотом общается и наблюдает обсервер. Как правило, в каждом полете пилот имеет дело с новым обсервером.
Обсервер не обязательно должен уметь пилотировать аэростат, от него требуется безупречное знание правил и умение ориентироваться на местности. Обсерверы являются первой ступенью судейства, на второй ступени стоят так называемые дебриферы. Задача дебриферов — получение отчетов обсерверов о полете пилота, уточнение результатов полета и наложение штрафов. На третьей ступени судейской иерархии стоит спортивный директор, который рассматривает жалобы пилотов и выносит по ним решения. Высшим органом по линии судейства является жюри, состоящее из лиц, не связанных ни с организаторами, ни со спонсорами. Решение жюри является окончательным по любой жалобе пилота. Обычно судейский персонал превосходит по своей численности количество пилотов в полтора раза.
Как было сказано выше, одной из целей соревнования является проверка умения пилота привести аэростат к заданной цели и поразить ее маркером. В качестве целей, как правило, используются перекрестки дорог, такой объект имеет однозначное соответствие своей реальности изображению на карте. Иногда, например по соображениям безопасности, рядом с перекрестком может быть выложена мишень — крест из яркой ткани размером примерно 10x10 м. Если рядом с целью (перекрестком) лежит мишень, пилот должен пользоваться мишенью.
Перед каждым полетом пилоты получают от спортивного директора задания. Заранее никто не знает, какие это задания и в какой последовательности спортивный директор предложит их пилотам. Ниже приведены типовые задания, которые FAI рекомендует применять на соревнованиях.
- Цель, объявленная пилотом (Pilot declared goal / PDG)
- Цель, объявленная судьей (Judge declared goal / JDG)
- Нерешительный вальс (Hesitation waltz / HW)
- Прилет (Fly in / FIN)
- Продолжение полета (Fly on / FORI)
- Заяц и собака (Hare and Hound / HAH/FOX)
- Потопление корабля (Watership down / WSD)
- Мемориал Гордона Беннетта (Gordon Bennett memorial / GBM)
- Плановый заход на посадку (Calculated rate of approach task / CRAT)
- Гонка в зачетном районе (Race to an area / RА)
- Локоть (Elbow / ELB)
- Облет земли (Land run / LR)
- Минимум дистанции (Minimum distance / Mini)
- Наикратчайший полет (Shortest flight / STF)
- Двойное бросание на минимальной дистанции (Minimum distance double drop / MNDD)
- Максимальная дистанция (Maximum distance / MAX)
- Максимальная дистанция с двумя бросками (Maximum distance double drop / MDDD)
Рекорды на тепловых аэростатах
Спортивные разрядные требования
-Воздухоплавательный спорт