Можно считать, что русскому парашюту в 2010 году исполось 100 лет, ведь именно в 1910 г. изобретатель Глеб Котельников начал над ним работать!
К осени 1910 г. стало ясно, что в России появилась своя авиация и свои лётчики. В том же году был, наконец, прёодолён «мистический» рубеж скорости в 100 км/ч. Мировой рекорд высоты достиг 2780 м, а продолжительность непрерывного полёта превысила 8 ч. Начались перелёты между городами. Но достижения эти давались дорогой ценой.
Рис.1 Лев Мациевич с пассажиром, известным борцом Иваном Заикиным
Первой жертвой моторной авиации стал американский лейтенант Томас Сельфридж, погибший в сентябре 1908 г. В 1909 г. в мире погибло уже трое авиаторов, в 1910-м — 32, в 1911-м — 82. Число жертв авиации стремительно росло. Пилоты летали без парашютов. Авиационный парашют ещё не был создан, и никто определённо не мог сказать, каким он должен быть.
Летом 1910 г. Императорский всероссийский аэроклуб решил устроить воздушные состязания, в которых могли принять участие лишь русские авиаторы. Местом их проведения была выбрана обширная территория в северной части Петербурга, так называемое, Комендантское ноле. Часть его отвели под аэродром. Здесь быстро выросли ангары, трибуны для зрителей, служебные постройки.
Состязания получили замечательное название «Всероссийский праздник воздухоплавания». Он открылся 8 сентября (по старому стилю) и шёл более двух недель. Среди его участников были не только такие знаменитости, как Михаил Ефимов и Сергей Уточкин, но и малоизвестные авиаторы.
Почти каждый день демонстрировались замечательные полёты. «Впервые мы увидели, — писала газета «Новое время», — чего достигла русская авиатика, впервые мы убедились, что среди русских офицеров есть летуны, не уступающие в смелости и уменье французам».
«Праздник воздухоплавания» подходил к концу, когда на Комендантском поле произошла ужасная трагедия. 24 сентября капитан Лев Мациевич, как обычно, поднялся на своём «Фармане». С момента взлёта прошло всего минут пять. Аэроплан находился на высоте метров в 400, как вдруг все увидели, что он будто переломился пополам. Чёрная фигурка авиатора отделилась от машины и стремительно понеслась вниз.
Очевидец этой трагедии вспоминал: «Нет слов, способных выразить тот ужас, что охватил всех нас. В каком-то оцепенении стояли все и внимательно рассматривали, как человеческое тело, крутясь в воздухе, падало на землю».
Публика бросилась к месту падения авиатора и аэроплана. Картина открылась страшная: изломанный, исковерканный самолёт, а в полусотне метров от него в густой траве лежал разбившийся пилот, первая жертва отечественной авиации.
Источник: Журнал "Техника молодёжи" №926
2010 Ноябрь, стр.
44
Автор статьи: Геннадий Черненко