Полеты воздушных судов могут выполняться:
- по правилам полетов по приборам (ППП);
- по правилам визуальных полетов (ПВП);
- по особым правилам визуальных полетов (ОПВП).
Правила полетов по приборам предусматривают выполнение полетов по пилотажно-навигационным приборам при обязательном постоянном контроле со стороны органа управления воздушным движением. При полетах на тепловых аэростатах полеты по ППП производятся в исключительно редких случаях, требующих, как правило, больших высот полета и пересечения воздушных трасс, например при установлении рекорда высоты или дальности. В этом случае в гондоле аэростата должно находиться необходимое навигационное и радиооборудование. В большинстве случаев полеты проводятся по ПВП, ведь основная прелесть парения на аэростате - это созерцание красот природы, а не наблюдение за стрелками приборов. Все соревнования и фестивали воздушных шаров проводятся исключительно по ПВП.
Правила визуальных полетов предусматривают визуальную
ориентировку и выдерживание установленных интервалов между воздушными
судами. ПВП применяются в пределах нижнего воздушного пространства и
только днем, при этом скорость воздушного судна не должна превышать 550
км/ч. При полетах по ПВП взлет можно совершить с восходом солнца и
закончить полет с его заходом. В таблице 9.1 приведена выдержка
из НПП ГА по минимальным условиям полета по ПВП в условиях равнинной и
холмистой местности (см. также рис. 9.1). Рис. 9.1. Комментарий к правилам полетов по
ПВП
Таблица 9.1 Минимальные условия полета по ПВП
Скорость полета |
Высота нижней границы |
Види- |
Вертикальное расстояние от |
300 и менее |
150 |
2000 |
50 |
от 301 до 550 |
300 |
5000 |
100 |
Примечание. Полеты над облаками разрешаются только при облачности не более 3 баллов, при этом расстояние от верхней границы облаков должно быть не менее 300 м. |
Обходить препятствия, наблюдаемые впереди по курсу, и совершать обгон впереди
летящего воздушного судна необходимо с правой стороны на расстоянии не менее 500
м. Обгоняющим считается воздушное судно, которое подходит к впереди летящему
судну с курсом, отличающимся от его курса менее чем на 70°. При полетах
воздушных судов на пересекающихся курсах, на одном и том же эшелоне (высоте) их
командиры должны: заметивший воздушное судно слева - уменьшить высоту, а справа
— увеличить высоту полета.
Так как скорость аэростата существенно меньше
скорости самолета и даже дельтаплана, в соответствии с правилами полетов вас
должны обгонять всегда с правой стороны на удалении не менее 500 м.
В соответствии с правилами полетов, рекомендованными ФАИ, при проведении воздухоплавательных мероприятий допускается сближение аэростатов вплоть до касания оболочками. Не допускается столкновения нетканых (жестких) частей аэростата с оболочкой другого. Если в ходе полета происходит сближение аэростатов, пилот аэростата, находящегося выше, должен уступить дорогу и в случае необходимости подняться выше во избежание столкновения. Таким образом, в воздухоплавании для аэростатов действует правило: «Уступи дорогу тому, кто ниже». Хорошо это запомните.
Минимальной безопасной высотой полета в соответствии с НПП ГА при полетах по правилам визуальных полетов со скоростями до 300 км/ч считается истинная высота 100 м. В то же время тепловой аэростат способен совершать безопасные полеты и на существенно более низких высотах, в действующих на момент написания этой книги инструкциях по отдельным зонам этот факт уже учтен. Однако конкретных законодательных рекомендаций на этот счет не существует. Можно рекомендовать в качестве минимальных безопасных высот полета для тепловых аэростатов величины, приведенные в таблице 9.2. Особое внимание нужно уделять линиям электропередач, подавляющее число аварий и катастроф тепловых аэростатов связано именно со столкновениями с ними. При подлете к ЛЭП необходимо выдерживать горизонтальный полет или набор высоты. Никогда не подлетайте к ЛЭП на малых высотах со снижением высоты.
Таблица 9.2 Рекомендуемая минимальная безопасная высота полета для тепловых аэростатов, м
Над ЛЭП |
50 |
Над другими искусственными препятствиями |
25 |
Над естественными препятствиями |
10 |
Для полетов самолетов и вертолетов устанавливаются правила вертикального, продольного и бокового эшелонирования. Обычные полеты тепловых аэростатов проходят в специально отведенных для этой цели зонах, которые не пересекают воздушные трассы, коридоры и местные авиалинии. Выбор вертикального и бокового эшелонирования в этом случае осуществляется пилотом исходя из условий безопасности. При осуществлении специальных полетов, например при установлении рекорда на дальность, необходимо знать правила эшелонирования.
Вертикальное эшелонирование устанавливается в зависимости от направления движения воздушного судна и распространяется на полеты в воздушных трассах и по установленным маршрутам. При направлении воздушных трасс, местных авиалиний и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 0° до 179° (включительно) устанавливаются эшелоны полетов: 900, 1500, 2100, 2700, 3300, 3900, 4500, 5100, 5700, 6300. 6900, 7500, 8100, 9100, 10 100, 12 100 и т.д. При направлении воздушных трасс, местных авиалиний и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 180° до 359° (включительно) устанавливаются эшелоны: 1200, 1800, 2400, 3000, 3600, 4200, 4800, 5400, 6000, 7200, 7800, 8600, 9600, 10 600, 11 600, 12 600 и т.д.
Любой аэростат должен иметь барометрический высотомер, обладающий возможностью вносить корректировку в зависимости от изменения давления. В соответствии с правилами НПП ГА необходимо:
- при полетах в районе аэродрома в пределах аэродромного круга выставлять высотомер по значению атмосферного давления на аэродроме;
- при полетах по маршруту на высоте ниже нижнего эшелона - по минимальному атмосферному давлению на маршруте (участке маршрута), приведенному к уровню моря,
- при полетах на эшелонах - по стандартному атмосферному давлению 760 мм рт. ст. (1013.2 мбар).
При взлете пилот должен установить барометрический высотомер на «нуль» высоты и сравнить отсчет на шкале давления со значением атмосферного давления на аэродроме, если полеты производятся по инструкции этого аэродрома.
Например, если аэростат летит на высоте 2000 м по барометрическому высотомеру, установленному на Ноль по стандартному атмосферному давлению, то это означает, что полет проходит вдоль линии с постоянным даатением 596 мм рт. ст. (794.9 мбар). Эта линия, в принципе, может проходить не параллельно земной поверхности, а высота отличаться от 2000 м. Если все летательные аппараты, находящиеся в воздухе, производят полет, руководствуясь показаниями барометрического высотомера, установленного на ноль по стандартному атмосферному давлению, то это позволяет исключить столкновение в воздухе.
При полете на эшелоне абсолютная высота будет постоянно изменяться из-за отклонения изменения давления с высотой от стандартного, что объясняется колебаниями давления на уровне моря и отклонениями от стандартного значения температуры по высотам. Чем теплее воздух, тем плотность его меньше, и, следовательно, линия постоянного даваения будет проходить на большей высоте.
![]() |
Наоборот, при более холодном воздухе атмосфера становится более плотной и линии постоянного давления сжимаются и проходят на более низкой высоте, чем при стандартном распределении температуры, высотомер в этом случае всегда будет показывать большую высоту, чем фактическая высота полета. Ошибки барометрического высотомера, связанные с нестандартным распределением температуры, показаны на рис. 9.2. |
Рис. 9.2. Влияние на показания высотомера нестандартного распределения температуры