Как известно, первыми стали фотофафировать позиции вражеских войск с поднятого у линии фронта воздушного шара офицеры осаждённого в 1904 г. японцами Порт-Артура.
Новинку оценили и применяли на манёврах, а в Первую мировую войну она стала непременной составляющей разведки и с дирижаблей, и самолётов. После неё аэрофотосъёмку приняли на вооружение картографы, геологи, градостроители, словом, сугубо военное изобретение пригодилось всем.
Не были исключением и железнодорожники, которым было нужно следить за состоянием путей на станциях, ближних и дальних магистралях и получать карты мест, где намечалось строительство новых дорог.
Раньше их заказы выполняли государственные предприятия, но после внедрения рыночных порядков образовавшиеся частные авиакомпании принялись взвинчивать цены за оказываемые услуги, в том числе и на фотографирование с воздуха.
Рис.1. Дельталет Поиск-06: вес пустого — 205 кг, взлётный — 320 кг, диапазон скоростей — 55-120 км/ч, длина разбега и пробега — 200 м
И сотрудники кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация» Московского государственного университета путей сообщения разработали подходящую для своего ведомства технологию крупномасштабной аэрофотосъёмки.
Для этого выбрали стандартные дельталеты Поиск-06 взлётным весом 390 кг с крылом размахом 10,5 м и площадью 14,7 кв. м, оснащённый двигателем мощностью 64 л.с. и 500-килограммовый «Форсаж» с крылом размахом 10,1 м, площадью 16,5 кв. м, со 100-сильным мотором.
Оба развивают 55—130 км/ч и поднимаются на 4 тыс. м.
Между сиденьем пилота и двигателем поместили платформу, соединённую тягами с педалями — нажимая на них, её устанавливают пол нужным для съёмки углом.
Платформа мотодельтаплана оснащена карданным демпфером с двумя взаимно перпендикулярными осями подвеса, гасящими возникающие в полёте колебания, поэтому отклонение платформы от вертикали не превышает 2,5°.
На ней монтируют цифровой или обычный фотоаппарат, заряженный плёнкой длиной 60 м - её хватает для 300 кадров.
Он включается бортовым компьютером по точкам на введённой в него карте с проложенным маршрутом полёта, контролируемым спутниковой навигационной системой.
Источник: Журнал "Техника молодёжи"
№6, 2009 г., стр.
8-9
Автор статьи: Игорь Измайлов