Во время войны с Наполеоном весной 1812 года через посла в Германии к русскому царю Александру I обратился механик Франц Легших с предложением о строительстве 50 управляемых боевых аэростатов, поднимающих по 40 человек и по 12 000 фунтов. Александр I в надежде выиграть войну распорядился о финансировании проекта Леппиха.
Работа велась скрытно, официальными легендами были: изготовление земледельческих машин и постройка подводной лодки. Уже в июне 1812 года начали собирать первый управляемый аэростат, оболочка аэростата напоминала тело кита и была изготовлена из тафты, передвижение в воздухе должно осуществляться с помощью двух подвижных крыльев, приводимых в действие мускульной силой команды аэростата. По некоторым оценкам, объем оболочки составлял 11 500 м3.
Леппиху удалось испытать в Москве только один аппарат, по донесению градоначальника Москвы Ростопчина, испытания не были удачными. Армия Наполеона подходила к Москве, и все части аэростата на 130 подводах были переправлены в Нижний Новгород, а затем в Ораниенбаум недалеко от С.Петербурга. Известно, что на весь проект было истрачено более 180 тысяч рублей.
Рис. 2.6. Первый управляемый аэростат, построенный в России Францем Леппихо в 1812 году. Рисунок Л. Вяткина