Морские разведчики четверикова
Свою конструкторскую деятельность И.В. Четвериков (1904— 1987) начал в КБ под руководством Д.П. Григоровича, где ему поручили доводку морской учебной летающей лодки МУ-2.
А вскоре молодой конструктор возглавил в Центральном бюро самолётостроения отдел гидросамолётов.
В середине января 1932 г. лётчик Б.Л. Бухгольц начал заводские испытания морского дальнего разведчика МРД-3, сконструированного Четвериковым.
По аэродинамической схеме эта машина была высокопланом, с толстым подкоспым крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Конструкция— цельнометаллическая. Консоли крыла, как и оперение, обшиты полотном.
На лодке впервые применили двухступенчатый острый редан. Корпус лодки строился по судовым профилям. Впервые, для определения мореходности, модель испытывалась в гидроканале ЦАГИ.
Тандемная силовая установка, закрытая одним обтекателем, снабжалась тянущим и толкающим винтами. Они устанавливались на стойки над центропланом крыла по обеим сторонам лодки.
Её скорость составляла210 км/час, что в начале 1930-х гг. считалось нормальным для тяжёлых летающих лодок. Дальность— 1600 км, а продолжительность полёта 8 часов.
Несмотря на неплохие характеристики, самолёт в серию не пошёл из-за малой скороподъёмности и потолка.
В конце концов самолёт передали A.H. Туполеву на доводку. На его основе потом был сделан МДР-4 (AIIT-27).
В 1933 г. Четвериков приступил к проектированию гидросамолёта для подводных лодок. Кроме субмарин, эту складную малоразмерную машину предполагалось использовать для строящегося ледокольного парохода «Челюскин».
Фактически Четвериков приступил к строительству сразу двух машин ОСГА-101 и СПЛ. Работы велись в Отделе строительства глиссеров и авиасаней НИИ ГВФ (ОСГА).
Летающая лодка ОСГА была построена к весне 1934 г. и испытана как на аэродроме, так и на реке Москва лётчиком H. Кастанаевым. Самолёт этот представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом и двухкилевым оперением, установленным на ферме из стальных труб. Лодка имела небольшие подкрыльевые поплавки и колёсное шасси. |
Гидросамолёт ОСГА, 1934 г.
Она оправдала ожидания заказчика, но опоздала к сдаче «Челюскина». Пароход ушёл в первый поход с амфибией В.Б. Шаврова Ша-2 на борту.
В том же году построили СПЛ. На нём убрали колёсное
шасси, уменьшили размах и площадь крыла, обеспечили его быстрое
складывание.
За счёт этого по сравнению с ОСГА уменьшилась на 40 кг масса аэроплана, а скорость возросла на 16 км/час. После испытаний под маркой «Гидро-1» машину передали ГВФ. |
Самолёт для подводной лодки СПЛ («Гидро-1»)- 1934 г.
Ещё в 1933 г. Четвериков начал работать над морским арктическим разведчиком АРК-3. Этот гидроплан с тандемной установкой двух моторов должен был иметь дальность полёта до 3000 км и скорость 300 км/час. В 1936 г. лётные испытания APK-3, которые проводил A.B. Ершов, закончились успешно. |
Морской арктический разведчик APK-3.1937 г.
Конструктор проработал и военный вариант машины с вооружением. Но 14 июля 1937 г. при посадке произошла катастрофа. Лётчик погиб. Все работы по арктическому разведчику тут же были свёрнуты.
Следующей летающей лодкой И.В. Четверикова стал морской дальний разведчик МРД-6. На первом варианте самолёта установили два звездообразных мотора M-25E мощностью 750 л. с. Машина прошла испытания летом 1937 г. в Севастополе. |
Морской дальний разведчик МДР-6 (Че-2) из 15-го отдельного морского разведывательного авиаполка, Балтика, июль 1941 г.
В 1938 г. в Таганроге началось её опытное производство, но с другими моторами. Вначале ставили М-62 мощностью 1000 л.c., затем M-63 мощностью 1100 л.с. Именно с последним двигателем самолёт и пошёл в серию.
В 1941 г. обозначение лодки заменили на Че-2. В 1939-1941 годах построили 60 таких разведчиков. Они успешно воевали на Чёрном, Балтийском морях и Дальнем Востоке.
Эта цельнометаллическая лодка, на которой впервые применили крыло типа «чайка», стала классикой гидросамолётостроения. Двухреданный корпус имел отличную гидродинамику, а дополнительное колёсное шасси позволяло взлетать и садиться на береговых аэродромах.
Экипаж лодки состоял из 3-4 человек. Скорость — 360 км/час. Практический потолок — 10 000 м. Дальность — 2700 км. Бомбовая нагрузка — 1000 кг.
В 1940 г. Четвериков стал главным конструктором и директором завода, выпускавшего эти летающие лодки. В том же году был построен усовершенствованный вариант МДР-6А.
У новой машины крыло стало короче на 4,8 м. Для снижения взлётной и посадочной скорости на крыле установили закрылки. Носовой части лодки и фонарю кабины лётчиков придачи более обтекаемые формы.
На испытаниях получили рекордную скорость — 454 км/час, соизмеримую с показателями «сухопутных» бомбардировщиков, правда, при этом дальность полёта уменьшилась до 2000 км.
Итогом модернизации МДР-6А в 1941 г. стал гидроплан МДР-6Б1.
С началом войны КБ эвакуировали в глубь страны. Несмотря на все трудности, в 1943 г. появляются новые модификации МДР-6.
Так, на МРД-6Б3 установили двигатели ВК-105ПФ мощность 1150 л.с, а на МДР-6Б4 и МДР-6Б5 для увеличения дальности полёта увеличили запас топлива.
Многочисленные усовершенствования привели в итоге к существенному изменению облика лодки и повышению её характеристик. Но серийному выпуску машины помешали поставки по ленд-лизу американских летающих лодок Consolidated PBY Catalina.
Последней попыткой Четверикова построить серийную летающую лодку стало проектирование транспортной амфибии ТА.
Были построены два лётных экземпляра амфибии. На них установили по два двигателя AШ-21 мощностью 700 л.с. каждый. Амфибия могла перевозить восемь пассажиров и 1000 кг груза на дальность 700 км со скоростью 325 км/час.
Однако новые Ил-12 и ветераны Ли-2 хорошо справлялись на пассажирских линиях послевоенных лет и без амфибий.
Источник: журнал "Техника молодёжи"
май 2013,
стр.16