Главная / Статьи / Летающие лодки

Летающие лодки

Летающие лодки Григоровича

В 1913 г. авиаконструктор Д.П.Григорович создал первую русскую летающую лодку.

   

Это произошло почти случайно. Морской лётчик капитан Н.А.Александров с Опытной станции Балтийского флота обратился на завод Первого российского товарищества воздухоплавания, где в это время работал этот талантливый авиаконструктор, с просьбой отремонтировать повреждённую французскую летающую лодку «Донне-Левек».

Французская летающая лодка «Донне-Левек».1912 г.

При ремонте французской лодки с неё были сделаны чертежи. Григорович творчески их переработал, создав «русский вариант» этого гидроплана.

Летающая лодка Григоровича так же, как французский аналог, была двухместным бипланом с толкающим винтом.

Интуитивно он укоротил фюзеляж французской машины на один метр и изменил профиль её крыльев, заменил плоское днище лодки с реданом, сделав его более «киловатым».

На неё поставили мотор «Гном» в 50 л. с. Коробка крыльев размещалась над корпусом лодки на треногих кронштейнах, сваренных из стальных труб.

Этот гидроплан, названный М-1 (Морской первый), при испытаниях показал неплохие результаты и был принят на вооружение Балтийского и Черноморского флотов.

Он использовался для разведки и нанесения бомбовых ударов. Однако флоту требовались более совершенные самолёты.

   

Следующими летающими лодками Григоровича стали М-2, М-3, М-4. По они не оправдали надежд моряков. А вот М-5 оказалась очень удачной.

Она совершила свой первый полёт в апреле 1915 г. и успешно выдержала испытания в Севастополе.

 
Первая серийная летающая лодка В.П.Григоровича М-5. 1915 г.

После чего на заводе ПРТВ был сделан крупный заказ на машины М-5. Постройка гидропланов продолжалась до 1923 г. Было выпущено около 300 штук.

Морские лётчики прозвали её «пятак». М-5 представляла собой трёхместную летающую лодку-биплан, с расширяющимися к концам крыльями.

Корпус лодки целиком деревянный. Мотор «Гном-Моносупап» мощностью 100 л.с. (был вариант с двигателем «Клерже» мощностью 120 .т.е.). Полётная масса 0.96 т. скорость 105 км/ч.

Лодка выполняла задачи разведки, патрулирования и бомбометания. С неё начался процесс перевооружения авиации ВМФ отечественной техникой.

Вслед за «пятаком» появились М-6, М-7 и М-8, оказавшиеся неудачными.

Тогда Д.П.Григорович возвращается к идее М-5 и создаёт по её подобию лодку более крупных размеров с набором новых конструктивных элементов: аэродинамическими компенсаторами рулей, передним верхним люком для стрелка и дополнительными топливными баками.

Новая трёхместная летающая лодка биплан с толкающим винтом получила название М-9. На ней стоял мотор «Сальмсон» мощностью 150 л.с. Полётная масса— 1.54 т, скорость- 110 км ч. Наибольшая высота полёта — 3000 м.

Вооружение — пулемёт на турели. Под крылом подвешивалось до 100 кг бомб. Под концами нижних крыльев на стойках размещались небольшие поплавки.

Действовали такие машины не только с прибрежных гидродромов, но и с так называемых гидрокрейсеров — специальных плавучих баз.

С таких кораблей перед взлётом летающие лодки опускали на воду с помощью кранов, а после полёта их опять поднимали на борт.

На Балтике в Первую мировую войну действовали пять гидрокрейсеров («авиаматок») — «Орлица», «Румыния», «Алмаз», «Император Николай I» и «Император Александр I», каждый из которых мог нести до десяти самолётов.

   

В том же 1916 г. под руководством Д.П.Григоровича на заводе «Гамаюн», бывшем ПРТВ, построили первый отечественный торпедоносец ГАСН (гидроаэроплан специального назначения).

Это был большой двухмоторный биплан, установленный на два поплавка с реданами.

Летающая лодка М-9. 1916 г.

Хвостовое оперение — бипланное. Моторы «Рено» мощностью 220 л.с. Экипаж из четырёх человек. Скорость — 110 км/ч. Полезная нагрузка — 1450 кг. Вооружение - два пулемёта на турелях спереди и сзади.

Торпеда подвешивалась под фюзеляжем. ГАСН вышел на испытания в августе 1917 г., но в конце сентября потерпел аварию. Военные сочли самолёт не доработанным и требующим доводки. К сожалению, эти работы прекратились из-за революции.

В 1916 г. Д.П.Григорович создал ещё две машины: гидросамолёт-разведчик М-15, который строили небольшой серией и поплавковый разведчик М-16. способный салиться кроме воды на снег и лёд, и получивший за это прозвище «Зимняк».

В начале 1920-х гг.. бывший завод С.С.Щетинина «Гамаюн», переименованный после революции в «Красный лётчик», возобновил производство летающих лодок М-9. На них хотели поставить более мощный двигатель «Рено» в 260 л.с. и попросили Григоровича доработать под него гидроплан.

Задание было жёстким — обойтись минимумом изменений в конструкции. Тестовые полёты проводил лётчик Б.Чухновский.

   

Лодка показала максимальную скорость 160 км/ч с полезной нагрузкой в 500 кг, бомбовая нагрузка могла достигать 100 кг, практический потолок — 4000 м. поскольку пилотом были отмечены существенные отличия нового самолёта от М-9, то машину назвали морским разведчиком М-24.

До 1923 г. на заводе изготовили 43 машины.

 
Летающая лодка морской разведчик М-24 на лыжах. 1923 г.

В 1924 г. стали выпускать её модификацию М-24бис. Оба типа лодок вошли в состав 1-го и 2-го морских разведывательных отрядов авиации Балтийского флота.

Несколько гидропланов отправили в Севастополь в состав 3-го разведывательного авиаотряда Черноморского флота.

В 1925 г. в трёх отрядах числилось 27 летающих лодок М-24.

Источник: журнал "Техника молодёжи"
№2, февраль 2013 г., стр.18-19
Автор статьи: Михаил Дмитриев