Летающие лодки Григоровича
Это произошло почти случайно. Морской лётчик капитан Н.А.Александров с Опытной станции Балтийского флота обратился на завод Первого российского товарищества воздухоплавания, где в это время работал этот талантливый авиаконструктор, с просьбой отремонтировать повреждённую французскую летающую лодку «Донне-Левек». |
При ремонте французской лодки с неё были сделаны чертежи. Григорович творчески их переработал, создав «русский вариант» этого гидроплана.
Летающая лодка Григоровича так же, как французский аналог, была двухместным бипланом с толкающим винтом.
Интуитивно он укоротил фюзеляж французской машины на один метр и изменил профиль её крыльев, заменил плоское днище лодки с реданом, сделав его более «киловатым».
На неё поставили мотор «Гном» в 50 л. с. Коробка крыльев размещалась над корпусом лодки на треногих кронштейнах, сваренных из стальных труб.
Этот гидроплан, названный М-1 (Морской первый), при испытаниях показал неплохие результаты и был принят на вооружение Балтийского и Черноморского флотов.
Он использовался для разведки и нанесения бомбовых ударов. Однако флоту требовались более совершенные самолёты.
Следующими летающими лодками Григоровича стали М-2, М-3, М-4. По они не оправдали надежд моряков. А вот М-5 оказалась очень удачной. Она совершила свой первый полёт в апреле 1915 г. и успешно выдержала испытания в Севастополе. |
После чего на заводе ПРТВ был сделан крупный заказ на машины М-5. Постройка гидропланов продолжалась до 1923 г. Было выпущено около 300 штук.
Морские лётчики прозвали её «пятак». М-5 представляла собой трёхместную летающую лодку-биплан, с расширяющимися к концам крыльями.
Корпус лодки целиком деревянный. Мотор «Гном-Моносупап» мощностью 100 л.с. (был вариант с двигателем «Клерже» мощностью 120 .т.е.). Полётная масса 0.96 т. скорость 105 км/ч.
Лодка выполняла задачи разведки, патрулирования и бомбометания. С неё начался процесс перевооружения авиации ВМФ отечественной техникой.
Вслед за «пятаком» появились М-6, М-7 и М-8, оказавшиеся неудачными.
Тогда Д.П.Григорович возвращается к идее М-5 и создаёт по её подобию лодку более крупных размеров с набором новых конструктивных элементов: аэродинамическими компенсаторами рулей, передним верхним люком для стрелка и дополнительными топливными баками.
Новая трёхместная летающая лодка биплан с толкающим винтом получила название М-9. На ней стоял мотор «Сальмсон» мощностью 150 л.с. Полётная масса— 1.54 т, скорость- 110 км ч. Наибольшая высота полёта — 3000 м.
Вооружение — пулемёт на турели. Под крылом подвешивалось до 100 кг бомб. Под концами нижних крыльев на стойках размещались небольшие поплавки.
Действовали такие машины не только с прибрежных гидродромов, но и с так называемых гидрокрейсеров — специальных плавучих баз.
С таких кораблей перед взлётом летающие лодки опускали на воду с помощью кранов, а после полёта их опять поднимали на борт.
На Балтике в Первую мировую войну действовали пять гидрокрейсеров («авиаматок») — «Орлица», «Румыния», «Алмаз», «Император Николай I» и «Император Александр I», каждый из которых мог нести до десяти самолётов.
В том же 1916 г. под руководством Д.П.Григоровича на заводе «Гамаюн», бывшем ПРТВ, построили первый отечественный торпедоносец ГАСН (гидроаэроплан специального назначения). Это был большой двухмоторный биплан, установленный на два поплавка с реданами. |
Хвостовое оперение — бипланное. Моторы «Рено» мощностью 220 л.с. Экипаж из четырёх человек. Скорость — 110 км/ч. Полезная нагрузка — 1450 кг. Вооружение - два пулемёта на турелях спереди и сзади.
Торпеда подвешивалась под фюзеляжем. ГАСН вышел на испытания в августе 1917 г., но в конце сентября потерпел аварию. Военные сочли самолёт не доработанным и требующим доводки. К сожалению, эти работы прекратились из-за революции.
В 1916 г. Д.П.Григорович создал ещё две машины: гидросамолёт-разведчик М-15, который строили небольшой серией и поплавковый разведчик М-16. способный салиться кроме воды на снег и лёд, и получивший за это прозвище «Зимняк».
В начале 1920-х гг.. бывший завод С.С.Щетинина «Гамаюн», переименованный после революции в «Красный лётчик», возобновил производство летающих лодок М-9. На них хотели поставить более мощный двигатель «Рено» в 260 л.с. и попросили Григоровича доработать под него гидроплан.
Задание было жёстким — обойтись минимумом изменений в конструкции. Тестовые полёты проводил лётчик Б.Чухновский.
Лодка показала максимальную скорость 160 км/ч с полезной нагрузкой в 500 кг, бомбовая нагрузка могла достигать 100 кг, практический потолок — 4000 м. поскольку пилотом были отмечены существенные отличия нового самолёта от М-9, то машину назвали морским разведчиком М-24. До 1923 г. на заводе изготовили 43 машины. |
В 1924 г. стали выпускать её модификацию М-24бис. Оба типа лодок вошли в состав 1-го и 2-го морских разведывательных отрядов авиации Балтийского флота.
Несколько гидропланов отправили в Севастополь в состав 3-го разведывательного авиаотряда Черноморского флота.
В 1925 г. в трёх отрядах числилось 27 летающих лодок М-24.
Источник: журнал "Техника молодёжи"
№2, февраль 2013 г.,
стр.18-19
Автор статьи: Михаил Дмитриев