Говоря о суборбитальных туристических полётах, подразумевают вывод аппарата за пределы атмосферы (её граница, по определению ФАИ, - 100 км), движение по баллистической траектории с достижением состояния невесомости в течение 3-5 мин, затем - снижение и приземление. Наиболее перспективными для таких полётов считаются космопланы - аппараты, располагающие значительной аэродинамической подъёмной силой, за счёт которой производится торможение и посадка по-самолётному.
По такому сценарию будет осуществляться полёт проектируемой воздушно-космической суборбитальной системы, состоящей из носителя - модифицированного Миг-25 - и космоплана «Чёрный ворон», или br009.
Важнейшим отличием «Черного ворона» от существующих проектов суборбитальных космопланов, из которых наиболее известным и продвинувшимся в реализации является проект SpaceS-hipTwo (SS2) американского конструктора Берта Рутана (см., например, «ТМ» №1 за 2008 г.), является применение аэродинамической схемы «утка» с передним V-образным оперением, выполняющим функции стабилизации и управления по высоте и курсу. «Конкуренты», выполненные как «бесхвостки» с треугольным крылом, имеют удлинение крыла не более 2,7. Стреловидное крыло «Чёрного ворона» с удлинением 4,0, снабжённое отклоняющимися носками и посадочными закрылками, позволяет аппарату садиться со скоростью 195 км/ч - на 15-20% медленнее, чем «бесхвостки», - и с меньшим углом тангажа. Выигрыш - уменьшение длины ВПП и увеличение безопасности на этом этапе полёта. Для компенсации сопротивления, создаваемого крылом большого удлинения, на посадочном участке могут включаться горизонтально ориентированные РДТТ сравнительно небольшой тяги.
Кроме того, «утка» допускает больший по сравнению с «бесхвосткой» разброс центровок и более эффективное парирование моментов тангажа, что упрощает пилотирование при отстыковке от носителя, при выработке компонентов топлива, выгорании шашек посадочных РДТТ и выпуске шасси.
Использование ЖРД с нетоксичными компонентами и сжатого инертного газа для системы ориентации выводит проект br009 в ряд наиболее экологически чистых, что опять же «работает» на безопасность экипажа, а также снимает соответствующие ограничения при выборе районов старта и посадки.
Космоплан «Чёрный ворон». Это - концептуальный
рисунок.
Точная аэродинамическая схема является ноу-хау
разработчиков
Ещё одно отличие от SS2: серийные катапультные кресла и скафандры «Сокол-КВ2» для пилота и туриста.
Двухместный космоплан имеет взлётную массу 2770 кг, оснащён одним маршевым кислородно-керосиновым ЖРД, газодинамической системой ориентации (ГДСО), РДТТ посадки и аварийной расстыковки и выпускаемым шасси.
Фюзеляж состоит из отсеков: носового, кабины пилота, кабины туриста и хвостового. Сечение фюзеляжа прямоугольное, конструкция сварная.
Носовой отсек содержит нишу передней стойки шасси, баллоны, арматуру и сопла ГДСО. Кабины - отдельные, герметичные, с наддувом, с индивидуальными фонарями, снизу закрыты теплозащитным экраном. В пилотской кабине установлены агрегаты кислородной и воздушной систем, систем электроснабжения и управления, приборная доска и единая колонка управления аэродинамическими поверхностями и ГДСО, а также блоки связи и навигации.
Кабина туриста свободна от приборов и агрегатов. На верхнем участке траектории турист может разгерметизировать свою кабину, открыть фонарь и выдвинуться при помощи специального механизма кресла за габариты фюзеляжа, получая максимальный обзор. В хвостовом отсеке смонтированы двигательная установка на основе ЖРД-0109 с тягой 5500 кгс, сверху отсека крепятся два РДТТ для посадки. Топливные баки, трубопроводы наддува и подачи компонентов распределены по длине аппарата, порядок расходования компонентов обеспечивает ограничение изменения положения центра масс величиной не более 1%.
Крыло и оперение со стреловидностью 45° - многолонжеронные, с баками-кессонами для керосина, с термозащитой и на передних кромках. Элероны, закрылки и рули отклоняются электроприводами. Лыжное шасси включает две основные стойки, выпускаемые с помощью пневмоцилиндров. и амортизированную носовую стойку.
Источник: журнал "Техника молодежи", №915, декабрь
2009,
стр. 37, автор статьи Александр Воронин