Главная / Воздухоплавание / Аэростаты / Классификация аэростатов

Классификация аэростатов

Международная авиационная федерация (ФАИ). штаб-квартира которой находится в Париже, занимается авиационно-спортивной деятельностью, а также регистрацией рекордов в этой области, включая космические рекорды. В соответствии со спортивным кодексом ФАИ все летательные аппараты делятся на 16 классов, которые обозначаются заглавными буквами латинского алфавита. Так, все воздушные шары (свободные аэростаты) относятся к классу А, дирижабли - к классу В, самолеты - к классу С и т.д.

Свободные аэростаты (класс А) делятся на пять подклассов, каждый из которых состоит из 15 категорий в зависимости от объема оболочки. Обозначение подкласса состоит из буквы, обозначающей класс, в данном случае «А», и собственно подкласса, обозначаемого А, X, М, S и Т.

К подклассу АА относятся свободные аэростаты, подъемная сила которых создастся газом легче воздуха, без бортового подогревателя воздуха и без наддува оболочки. Такие аэростаты принято называть газонаполненными аэростатами, иногда по имени изобретателя Жака Шарля их называют шарльерами.

К подклассу АХ относятся свободные аэростаты, подъемная сила которых создается только подогреваемым воздухом. В оболочке не должно содержаться никаких других газов кроме воздуха и обычных продуктов горения. Собственно этот подкласс является подклассом монгольфьеров, или тепловых аэростатов.

К подклассу AM относятся аэростаты, в которых используются как газ легче воздуха, так и бортовой подогреватель воздуха без наддува оболочки. Эти аэростаты по имени их автора Пилатра-де-Розье называют розьерами.

К подклассу AS относятся аэростаты, использующие газ легче воздуха и рассчитанные на наддув оболочки в такой степени, чтобы оказывать заметное влияние на характеристики аэростата. Примером таких аэростатов могут служить аэростаты, использующие в качестве балласта атмосферный воздух, который находится под низким давлением в специальной оболочке, подвешенной под гондолой аэростата.

К подклассу AT относятся аэростаты, не попадающие в подклассы АА, АХ, AM или AS.

В таблице 4.1 даны полные обозначения всех категорий свободных аэростатов в зависимости от объема оболочки.

ФАИ является спортивной организацией, однако предложенная ею классификация достаточно полная и используется не только в спортивном воздухоплавании.

Наиболее распространенными тепловыми свободными аэростатами, используемыми в соревнованиях, являются аэростаты АХ-7 (с объемом оболочек от 1600 до 2200 м3 и берущие на борт 3...4 человека), реже используются АХ-6 или АХ-8. Аэростаты АХ-9 и выше следует отнести уже к коммерческим, используемым для катания пассажиров.

Таблица 4.1 Классификация аэростатов

Объем, м3

Обозначение

250...400

АА-2

АХ-2

АМ-2

AS-2

AT-2

400...600

АА-3

АХ-3

АМ-3

AS-3

AT-3

600...900

АА-4

АХ-4

АМ-4

AS-4

AT-4

1200...1600

АА-6

АХ-6

АМ-6

AS-6

AT-6

1600...2200

АА-7

АХ-7

АМ-7

AS-7

AT-7

2200... 3000

АА-8

AX-S

АМ-8

AS-8

AT-8

3000...4000

АА-9

АХ-9

АМ-9

AS-9

AT-9

4000...6000

АА-10

АХ-10

АМ-10

AS-10

AT-10

6000...9000

АА-11

АХ-11

AM-11

AS-11

AT-11

9000...12 000

АА-12

АХ-12

АМ-12

AS-12

AT-12

12 000... 16 000

АА-13

АХ-13

АМ-13

AS-13

AT-13

16 000...22 000

АА-14

АХ-14

АМ-14

AS-14

AT-14

22 000 и более

АА-15

АХ-15

АМ-15

AS-15

AT-15

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.