Международная авиационная федерация (ФАИ). штаб-квартира которой находится в Париже, занимается авиационно-спортивной деятельностью, а также регистрацией рекордов в этой области, включая космические рекорды. В соответствии со спортивным кодексом ФАИ все летательные аппараты делятся на 16 классов, которые обозначаются заглавными буквами латинского алфавита. Так, все воздушные шары (свободные аэростаты) относятся к классу А, дирижабли - к классу В, самолеты - к классу С и т.д.
Свободные аэростаты (класс А) делятся на пять подклассов, каждый из которых состоит из 15 категорий в зависимости от объема оболочки. Обозначение подкласса состоит из буквы, обозначающей класс, в данном случае «А», и собственно подкласса, обозначаемого А, X, М, S и Т.
К подклассу АА относятся свободные аэростаты, подъемная сила которых создастся газом легче воздуха, без бортового подогревателя воздуха и без наддува оболочки. Такие аэростаты принято называть газонаполненными аэростатами, иногда по имени изобретателя Жака Шарля их называют шарльерами.
К подклассу АХ относятся свободные аэростаты, подъемная сила которых создается только подогреваемым воздухом. В оболочке не должно содержаться никаких других газов кроме воздуха и обычных продуктов горения. Собственно этот подкласс является подклассом монгольфьеров, или тепловых аэростатов.
К подклассу AM относятся аэростаты, в которых используются как газ легче воздуха, так и бортовой подогреватель воздуха без наддува оболочки. Эти аэростаты по имени их автора Пилатра-де-Розье называют розьерами.
К подклассу AS относятся аэростаты, использующие газ легче воздуха и рассчитанные на наддув оболочки в такой степени, чтобы оказывать заметное влияние на характеристики аэростата. Примером таких аэростатов могут служить аэростаты, использующие в качестве балласта атмосферный воздух, который находится под низким давлением в специальной оболочке, подвешенной под гондолой аэростата.
К подклассу AT относятся аэростаты, не попадающие в подклассы АА, АХ, AM или AS.
В таблице 4.1 даны полные обозначения всех категорий свободных аэростатов в зависимости от объема оболочки.
ФАИ является спортивной организацией, однако предложенная ею классификация достаточно полная и используется не только в спортивном воздухоплавании.
Наиболее распространенными тепловыми свободными аэростатами, используемыми в соревнованиях, являются аэростаты АХ-7 (с объемом оболочек от 1600 до 2200 м3 и берущие на борт 3...4 человека), реже используются АХ-6 или АХ-8. Аэростаты АХ-9 и выше следует отнести уже к коммерческим, используемым для катания пассажиров.
Таблица 4.1 Классификация аэростатов
Объем, м3 |
Обозначение | ||||
250...400 |
АА-2 |
АХ-2 |
АМ-2 |
AS-2 |
AT-2 |
400...600 |
АА-3 |
АХ-3 |
АМ-3 |
AS-3 |
AT-3 |
600...900 |
АА-4 |
АХ-4 |
АМ-4 |
AS-4 |
AT-4 |
1200...1600 |
АА-6 |
АХ-6 |
АМ-6 |
AS-6 |
AT-6 |
1600...2200 |
АА-7 |
АХ-7 |
АМ-7 |
AS-7 |
AT-7 |
2200... 3000 |
АА-8 |
AX-S |
АМ-8 |
AS-8 |
AT-8 |
3000...4000 |
АА-9 |
АХ-9 |
АМ-9 |
AS-9 |
AT-9 |
4000...6000 |
АА-10 |
АХ-10 |
АМ-10 |
AS-10 |
AT-10 |
6000...9000 |
АА-11 |
АХ-11 |
AM-11 |
AS-11 |
AT-11 |
9000...12 000 |
АА-12 |
АХ-12 |
АМ-12 |
AS-12 |
AT-12 |
12 000... 16 000 |
АА-13 |
АХ-13 |
АМ-13 |
AS-13 |
AT-13 |
16 000...22 000 |
АА-14 |
АХ-14 |
АМ-14 |
AS-14 |
AT-14 |
22 000 и более |
АА-15 |
АХ-15 |
АМ-15 |
AS-15 |
AT-15 |