Ограничение массы полезного груза
При подготовке аэростата к полету необходимо следить, чтобы масса полезного груза, включая пилота, пассажиров, а также транспарантов, размещаемых на поверхности оболочки, не превышала определенных значений. Превышение допустимой массы опасно перегревом ткани оболочки.
Обычно для оболочек, изготовленных из полиамидных тканей, предельно допустимой рабочей температурой считается 120°, а загрузка аэростата определяется исходя из температуры 100°С. Запас в 20° предусматривается для обеспечения вертикальной скорости и возможных отклонений температуры атмосферы по высоте от стандартных значений. Для полиэфирных тканей предельно допустимая рабочая температура обычно составляет 130...140°С. В таблице 7.1 приведены значения максимальной взлетной массы аэростата для оболочек объемом 1000 м1 из полиамидных тканей, то есть соответствующие 100°С.
Для определения максимальной массы полезного груза необходимо значение, полученное из таблицы, пересчитать на реальный объем оболочки и вычесть массу снаряженного аэростата. С этой целью можно воспользоваться номограммой, приведенной на рисунке 7.2.
В качестве примера определим максимальную массу полезного груза для аэростата с оболочкой V=2500 м3 снаряженной массой 400 кг, при старте в горных условиях с высоты над уровнем моря 750 м, температуре воздуха в момент старта +15°С и планируемой высотой полета (над уровнем моря) 2000 м. По таблице 7.1 находим значение максимальной взлетной массы для аэростата с оболочкой 1000 м3 которое составит 246 кг. Далее по номограмме (рис.7.2) получаем, что максимальная масса полезного груза должна быть чуть меньше 200 кг.
Необходимо заметить, что расчет загрузки должен приводиться в руководстве по летной эксплуатации на каждый аэростат, а показанные таблица и номограмма являются лишь примером и могут быть рекомендованы для проведения оценочных расчетов.
Таблица 7.1. Значение максимальной взлетной массы для аэростатов с оболочкой из полиамидных тканей объемом 1000 м
Высота места старта |
Планируемая высота | ||||||||||
3000 |
2250 |
1500 |
750 |
0 |
0 |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 | |
Температура воздуха |
Максимальная | ||||||||||
|
|
|
|
-20 |
449 |
431 |
411 |
391 |
370 |
349 | |
|
|
|
-20 |
-15 |
422 |
405 |
387 |
369 |
349 |
330 | |
|
|
-20 |
-15 |
-10 |
396 |
381 |
365 |
348 |
330 |
311 | |
|
-20 |
-15 |
-10 |
-5 |
410 |
358 |
343 |
328 |
311 |
294 | |
-20 |
-15 |
-10 |
-5 |
0 |
354 |
335 |
322 |
309 |
293 |
278 | |
-15 |
-10 |
-5 |
0 |
5 |
322 |
314 |
302 |
290 |
276 |
262 | |
-10 |
-5 |
0 |
5 |
10 |
301 |
293 |
283 |
272 |
259 |
246 | |
-5 |
0 |
5 |
10 |
15 |
279 |
273 |
264 |
255 |
244 |
233 | |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
258 |
253 |
246 |
238 |
228 |
218 | |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
238 |
235 |
229 |
222 |
213 |
204 | |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
218 |
216 |
212 |
207 |
199 |
191 | |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
200 |
199 |
196 |
192 |
185 |
178 | |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
181 |
181 |
1X0 |
177 |
172 |
166 |
Рис. 7.2. Номограмма для определения массы полезного груза