Газовые баллоны, эксплуатируемые в составе тепловых аэростатов, требуют
периодической проверки. Периодичность и методика проверок должна
устанавливаться изготовителем баллонов, однако, к сожалению, у многих владельцев
аэростатов такой методики нет.
Методика, приведенная ниже, соответствует
требованиям Норм летной годности пилотируемых свободных
аэростатов АП-31 и Инструкции Госгортехнадзора «Проектирование,
производство и эксплуатация сосудов, работающих под давлением». Методика
апробирована в инструкциях по технической эксплуатации тепловых аэростатов,
выпускаемых фирмами «Интеравиа», «Русбал», и ориентирована для баллонов
конструкции Таланова- Кирноценского. Методика в основном предназначена для
специализированных предприятий, однако фирмы, эксплуатирующие несколько
аэростатов, способны выполнять работы самостоятельно. Рекомендуется перед
началом работ согласовать предлагаемую методику с предприятием-изготовителем
баллонов.
- Проверьте соответствие номеров баллонов, записанных в формуляре на
аэростат, фактическим номерам.
- Проведите внешний осмотр баллона, при этом допускаются лишь следующие
повреждения:
- сколы лакокрасочного покрытия;
- царапины
глубиной до 0,1 мм;
- деформации ограждения газового арматурного
блока и опоры баллона до 10 мм.
- Проведите внутренний осмотр баллона, гидро- и пневмоиспытания.
- Для проведения указанных работ баллон должен быть опорожнен и продут
азотом или углекислым газом с целью удаления пропан-бутановой смеси.
- Для внутреннего осмотра баллона необходимо снять газовый
арматурный блок, отвернув винты по его периметру. Для баллонов типа Уорсингтон
достаточно снять уровнемер. При отворачивании винтов ниппель должен быть
открыт для контроля отсутствия давления в баллоне. Осмотрите внутреннюю
поверхность баллона. Наличие в баллоне воды, грязи - результат заправки
некондиционным газом. Внутренняя поверхность баллона не должна иметь
коррозионных поражений глубиной более 0,5 мм. В процессе осмотра внутренняя
поверхность должна быть очищена.
- Гидравлические испытания (испытания на прочность) проводите
давлением 2,5 МПа или 3,2 МПа. Конкретное значение давления испытания должно
быть указано на самом баллоне.
Для баллонов, разработанных до выхода Норм
АП-31, давление гидравлических испытаний, как правило, соответствует 2,5 МПа,
для баллонов более поздних периодов разработки давление испытаний должно быть
3,2 МПа. В качестве рабочей жидкости используется 0,5% раствор хромпика
(К2Сr2O7) в воде, для баллонов из нержавеющей стали допускается использовать
чистую воду.
Вместо арматурного блока должна быть установлена
технологическая заглушка с двумя штуцерами: один - для подачи водного
раствора, другой - для стравливания воздуха. При заполнении баллона водным
раствором воздух должен быть удален полностью. Давление в баллоне повышать
плавно. Контроль давления при испытании проводить двумя одинаковыми
манометрами. Время выдержки баллона под пробным давлением должно быть не менее
10 мин, после чего давление снизить до 1,6 МПа, при котором произвести осмотр
наружной поверхности баллона. При испытаниях наружная поверхность баллона
должна быть сухой. Не допускается обстукивание стенок корпуса, швов сварных
соединений во время испытания. После испытания баллон просушить.
- Пневмоиспытания (испытания на герметичность) проводятся после
гидравлических испытаний с установленным арматурным блоком. Испытания
проводятся сухим воздухом давлением 1,6 МПа с точкой росы не выше —40°С при
атмосферном давлении. На штуцерах должны быть установлены герметичные
заглушки. После подачи давления обмылить газовый арматурный блок. Не
допускается травление воздуха при закрытых вентилях. Операцию повторить с
открытыми вентилями. Перед проверкой на герметичность необходимо вывернуть
предохранительный клапан из корпуса арматурного блока и проверить его
автономно на давление срабатывания, которое должно быть 2 МПа.
При положительных результатах внутреннего осмотра, гидро- и пневмоиспытаний
результаты занести в формуляр и краской сделать отметку на трафарете
баллона.
Негерметичность, возникшая из-за износа или повреждения резиновых уплотнений,
устраняется путем частичной разборки и замены уплотнения. После сборки
необходимо проверить узел на герметичность.