Буревестник 24 обладает весьма замысловатой аэродинамической компоновкой. Он представляет собой полутораплан с дискообразным нижним крылом. Буревестник 24 - экраноплан, который имеет довольно необычную конструкцию. Из-за этого его создатели считают правильным вообще относить своё детище к классу катеров-амфибий!
При взгляде на экраноплан Буревестник 24 невольно возникает вопрос: когда и как появилась идея создания столь необычного транспортного средства. "Отечественные прототипы этой машины, - рассказывает её главный конструктор Владимир Буковский, - широко известны. Это - ВВА-14 Р. Бартини, "КМ" (Корабль-макет) "Каспийский Монстр", "Орлята", "Лунь" и "Волга-2" Р. Алексеева, ЭСКА-1 Ю. Макарова, "Амфистар" Д. Синицына, "Иволга" В. Калганова. Все они назывались экранопланами, поскольку использовали экранный эффект - динамическую воздушную подушку, которая образуется при полёте на сверхмалых высотах. По причине мощнейшей конкуренции с авиацией, а скорее всего, от недопонимания сильными мира сего всех преимуществ экранопланов, дальше опытных образцов дело не пошло». Однако Буревестник 24 не совсем обычный экраноплан.
Катер-амфибия Буревестник 24 двигается по замёрзшему водоёму в режиме аэросаней
Его создатели достаточно серьёзно изменили концепцию машины. Если во всех предыдущих проектах использовался поддув под развитое крыло от двигателей, расположенных спереди, Владимир Буковский с коллегами сделали весьма необычный биплан с двигателями, расположенными на верхнем крыле, повёрнутыми назад с толкающими винтами. Эффективность повысилась, а аппарат стал неузнаваемым. Кроме того, назвали его не экранопланом, а скоростным катером-амфибией, что облегчит сертификацию машины как судна и привлечёт внимание потенциальных инвесторов.
«Буревестник» сделан, можно сказать, на коленке, продолжает свой рассказ Буковский, - хоть я и считаюсь Главным конструктором, но все члены коллектива знают всё обо всём, так как ежедневно вечером проходит техсовет, на котором обсуждаются предложения подчас неожиданные и кардинальные. Короче говоря, наш Буревестник 24 - плод коллективного творчества, а наше КБ закрытого типа называется «Небо плюс море», и существует при техническом центре, руководимом лётчиком-космонавтом Юрием Викторовичем Романенко. Благодаря поддержке главы администрации Мытищинского муниципального района Виктора Сергеевича Азарова, мы получили небольшую территорию, где обустроились, создав КБ и опытное производство. Кстати сказать, это уже четвёртая наша машина, изготовленная на этой базе.
История создания Буревестника вкратце такова. Сначала был концептуальный макет, на котором просматривались общие виды, просчитывались аэро- и гидродинамика. Затем построили 16-местную машину для отработки гидродинамических устройств; их было представлено аж девять вариантов. Остановились на тех, что прижились на следующей 20-местной модели. И вот, наконец, Буревестник 24 для 24 пассажиров. На этом опытном образце, как надеются создатели, будут получены ответы на оставшиеся вопросы, и он вполне может стать прототипом будущей серийной машины.
Приборная панель и органы управления "Буревестника-24". Естественно, что если амфибия пойдёт в серию, то эргономика и внешний вид места пилота будет значительно улучшены.
Конструкторы на все сто уверены в успехе испытаний, и потому вскоре начнётся строительство 100-местной амфибии под заказ. Однако необходимо сказать несколько слов непосредственно об экраноплане Буревестник 24. Его характеристики впечатляют - при собственном весе около четырёх тонн он может перевозить 3,5 т грузов со скоростью более 200 км/ч на расстояние до 2000 км. Мало того, 24-местный катер-амфибия состоит из модулей и после разборки помещается в морской контейнер, который можно доставить куда угодно хоть на теплоходе, хоть по железной дороге, хоть на автотрейлере. Обслуживание и ремонтопригодность доведены до совершенства: отказал двигатель - снимай вместе с крылом, ставь новый блок и - полетел. Поплавки заменяются за час, и все остальные узлы так же легко отсоединяются и для регламентных работ, и для ремонта. Оранжевый "пузырь" под днищем не что иное, как домкрат и стояночный тормоз с системой подогрева для Севера, а для южных регионов - причальная площадка.
Двигатели Буревестника с шестилопастными толкающими винтами, помещёнными а кольцевые каналы
Подсчитано, что такая машина окупится уже за полтора года. Но для России это даже не главное. Нам нужно говорить не столько о прибыльности, а она существенна, сколько о необходимости этой машины. Более полугода северные районы страны отрезаны от внешнего мира. Здесь необычайно остра потребность в снабжении продуктами и промтоварами, в экстренной медицинской помощи и многом другом. А универсальных транспортных средств нет. Автомобиль не подходит, так как у нас на Северах часто есть лишь направления, а не дорога. Самолётам негде сесть-взлететь. Вертолёты предельно дороги в эксплуатации. Всякие вездеходы, мягко говоря, неторопливы. Всё это касается быта, повседневной жизни. А ведь есть ещё и производственные нужды: доставка вахтовых бригад к местам добычи полезных ископаемых, всяких грузов для всевозможных производств, вывоз готовой продукции, в том числе скоропортящейся. На чём? Ответ прост - на экранопланах, которые для этого как нельзя лучше подходят! Они способны раз и навсегда решить транспортные проблемы дальних территорий, и потому подобную технику необходимо развивать на государственном уровне.
Источник: журнал "Техника молодежи", №919, апрель
2010,
стр. 8-9, автор статьи Юрий Егоров