Сплошное надувательство
В летние месяцы щюходят спортивные соревнования и фестивали воздушных шаров. — Основная и ближайшая к Москве зона полётов район г. Дмитрова, это так называемый класс воздушного пространства G, где можно летать без заявок и разрешений, — рассказывает генеральный конструктор Александр Викторович Таланов. — В августе здесь проходят чемпионаты Московской области. И практически каждый день — коммерческие полёты. Обычпо тепловые аэростаты рассчитаны на подъём 3-4 пассажиров, они не очень критичные к погоде и скорости ветра (до 5 м/с). Летом полёты возможны 2-3 часа после восхода солнца и столько же времени до захода солнца — это время без порывов ветра. Зимой можно летать практически весь день. |
Ежегодные самые крупные соревнования по воздухоплаванию — Чемпионат России и Кубок России — в этом году пройдут в Туле и в Великих Луках, вша участвуют 20-30 шаров. В мире крупные события — фиесты— проходят в Альбукерке (штат Нью-Мексико), где в небо поднимаются 600-700 шаров (рекорд - около 1000) и в г. Мец во Франции (рекорд — 700 шаров).
В спортивных соревнованиях в этих городах участвует не более 100 спортсменов. Надо сказать, что полёт на воздушном шаре — удовольствие не из дешёвых, поскольку во время 1-1,5 ч полёта расходуется около 80 л газа. Ресурс оболочки — тоже небесконечный. Обычно он составляет (500 ч начёта, из более дешёвой ткани — вполовину меныпе, но даже из лучшей ткани - не более 800 ч. Замена оболочки обойдётся примерно в 600 тыс. рублей. На выбор теплового аэростата влияют цена и сертификат. |
Среди зарубежных компаний, воздушные шары которых сертифицированы в России, только две — чешская Kubicek Balony и британская Cameron Balloons.
«Pyc-бал» — единственная из российских компаний, обладающая сертификатами на свою продукцию. Их сразу несколько: сертификаты разработчика, производителя и сертификат типа.
И, конечно, в комплекте — лицензии на разработку, и производство, ремонт и техобслуживание. А требования к тепловым аэростатам предъявляются такие, как к любому летательному аппарату, относящемуся к малой авиации.
— Ещё хорошо, что не пришлось изобретать «ремни безопасности» для тепловых аэростатов, которых требуют эти правила, - улыбается Виктор Tаланов, продолжатель дела отца и сегодняшний руководитель производства. — Ведь, как известно, путешествующие на воздушных шарах обычно просто стоят в корзине.
Чтобы выпускать шары, нужно организовать и швейное, и слесарно-токарное производство, и, конечно, кто-то должен уметь плести корзины и знать ремесло скорняка.
Ещё требуется куча «железок»: горелка и газовые баллоны. вспомогательный вентилятор. Для изготовления тепловых аэростатов нужны лёгкие, воздухопроницаемые и в то же время прочные ткани — как правило, лавсан или капрон с полиуретановым или поливинилхлоридным покрытием, которые сшивают на промышленных швейных машинах двойной строчкой, клей при этом не используется. Постоянно идёт работа по усовершенствованию каждого элемента конструкции, включая упаковочную сумку. |
Помимо тепловых аэростатов «Pyc-бат» выпускает и другую продукцию: красочные пневмоаттракционы, акробатические дорожки, большие надувные макеты, средства спасения.
Большие макеты из резины, выполненные по старой технологии, как правило, очень тяжёлые, что создает значительные неудобства в их использовании. Тем более, всегда есть опасность прокола или повреждения, которые на месте невозможно устранить.
— Лёгкие прочные ткани, появившиеся совсем недавно, и возможность постоянной подкачки воздуха совершили настоящую революцию в изготовлении надувных макетов, — рассказывает Виктор Таланов. — Oтпaлa масса проблем. Все наши изделия — с постоянным поддувом. Они полностью отвечают требованиям безопасности, а ремонт сможет сделать любой человек. Философия нашего «надувательства» мобильность: изделия можно легко и удобно хранить и транспортировать. Мы можем подобрать материалы для изделия в зависимости от того, где оно будет использоваться. Унас есть своё КБ, которое разрабатывает чертежи и делает разметку на ткани. Наши специалисты - высококвалифицированные, таких ещё надо поискать.
Надувные средства используются в качестве подушек спасения. Для МЧС «Русбал» делает так называемые «кубы жизни», предназначенные для эвакуации с верхних этажей зданий (до 5 этажа).
Также по заказу МЧС компания производит надувные опалубки (между ними заливают бетон) для быстрого возведения защищающих от взрыва перегородок. Благодаря этому можно быстро провести спасательные работы.
— В 2011 г. при строительстве Богучанской ГЭС нужно было чем-то закупорить на время недостроенные трубы. Мы сделали надувные «таблетки» диаметром 10 м, — делится опытом Александр Викторович. - А недавно понадобилось сделать надувную антенну, чтобы организовать быстрое развертывание и связь со спутником. Надувное параболическое зеркало диаметром 3 м оказалось достаточно устойчивым к ветру, а вся антенна прекрасно поместилась в рюкзачке.
Надувные домкраты используются, в основном, там, где обычные домкраты «тонут», — например, в песке. Но вот беда: все они делаются из полнвинил-хлоридных тканей, неустойчивых к морозу.
Такие ткани уже при -10°С начинают дубеть и становятся скользкими. Надувные домкраты из новых материалов— комбинированной конструкции из очень прочного полиуретана и кардура (крепкая ткань) — работают при низких температурах (диапазон рабочих температур практически от -50до+50°С).
В последнее время получила особую популярность тема полноразмерных надувных макетов вооружения и военной техники. Макетами уже заинтересовалось Министерство обороны. Главная задача таких макетов — обеспечить живучесть армии и сбить с толку разведку противника.
Поэтому в компании «Русбат» шьют не только самолёты, танки и пусковые установки в натуральную величину, но и замаскированную технику и системы ПВО радиолокаторы, низковысотные обнаружители, дизельные электростанции и другое.
Это вам не платье сшить... Новая неожиданная сфера применения — планетарии из воздухо- и светонепроницаемой, светоотражающей ткани. Для планетария очень важно, чтобы купол был гладкий.
— Вчера вечером родилась очередная идея — сделать аттракцион с драконом, у которого из пасти идёт дым. Будем использоватъ специальную дымомашину, поделился с нами Виктор Таланов. — Вы спросите — для чего? Такого ни у кого нет!
Источник: журнал "Техника молодёжи"
май 2013, стр. 24-25
Авторы
статьи: Татьяна Новгородская, Анна Магомаева