Работа аэростатчиков-наблюдателей в годы Первой мировой войны была не менее опасной, чем у военных летчиков. Аэростаты уничтожались аэропланами, при этом, на заре применения аэростатов, во многих случаях наблюдатели сгорали вместе с ними (в случае воспламенения водородный аэростат горит тысячеградусным факелом в течение 30 секунд) или разбивались, падая с огромной высоты. И надо воздать аэростатам должное - именно они заставили изменить мировоззрение пилотов «фарманов» и «ньюпортов»: те стали применять спасительные парашюты, хотя до этого брать их с собой в полет считалось трусостью как у ...пехотных генералов, так и у стратегов воздушного боя. Так что массовое применение парашютов началось именно с аэростатов, о чем будет сказано ниже.
Великая Отечественная война вновь подтвердила негативную сторону аэростата для наблюдателя - при поджоге гондолы красноармейцы-наблюдатели, выпрыгнув с парашютом, иногда долетали до земли мертвыми - у нацистских летчиков попасть в спускающегося на парашюте человека было делом весьма увлекательным.
Кроме всего прочего, гондола с наблюдателями под напором воздушных масс качалась как вместе с аэростатом, так и относительно него, при этом качка могла по силе сравниться с морской. Поэтому наблюдателей для аэростатов тщательно подбирали и обучали, ибо от них требовались устойчивость к «морской болезни», смелость, знание парашюта и, конечно же, умение вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. Бывали случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до безобразного состояния.
Великая Отечественная война - это и подвиги советских аэростатчиков. Многие красноармейцы аэростатных постов, рискуя своей жизнью, пытались спасти сорвавшиеся с земли в небо аэростаты, цепляясь за стальные троса и улетая вместе с ними в небо. Среди них были и девушки, рисковавшие собой ради спасения своего «беглеца». Бывали случаи приземления аэростатов или со сработавшими предохранительными клапанами, или с продырявленным с помощью перочинного ножа корпусом, если улетевшему на аэростате бойцу удавалось это сделать. Многие разбивались, не сумев удержаться на стропах. Многие до полусмерти замерзали, поднимаясь на несколько километров ввысь.
Гибли аэростатчики и на земле - от попадания снаряда или бомбы на позицию поста, от диверсантов, ну и, конечно же, от возгорания водорода при обслуживании аэростата.
Так что нереально беззаботный полет Виталия Соломина и Надежды Румянцевой на аэростате в комедии «Крепкий орешек» (современной молодежи не путать с американским блокбастером!) надо рассматривать, прежде всего, как художественный фильм. Хотя такой случай, как говорится, из жизни.
Во время Великой Отечественной войны система противовоздушной защиты, например, Москвы к началу налетов Люфтваффе на город включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также 124 аэростата заграждения. Как видно, даже такому виду борьбы с вражескими самолетами, как боевые аэростаты, отводилась весьма весомая роль в системе защиты ПВО.
Данный рисунок был помешен к статье фронтового журналиста за 1941 г. о действиях личного состава одного из аэростатных постов под Москвой по спасению сорвавшегося в небо аэростата: за стропы улетающего "беглеца" уцепились старшина и рядовой, но удержаться смог только последний - вскоре старшина сорвался и разбился. Сработавший на многокилометровой высоте предохранительный клапан позволил окоченевшему от холода рядовому спуститься вместе со своим аэростатом на территорию наших войск. В случае попадания в лапы к врагу этот боец планировал порезать аэростат карманным ножом.
И все же маршал Советского Союза ГК. Жуков в своих знаменитых «Воспоминаниях
и размышлениях» отмечал, что аэростатов к началу обороны
столицы имелось в два раза меньше расчетного. А надежная защита неба потребовала
еще большего увеличения их количества - за один раз по всей системе обороны
Москвы приходилось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов.
В списке городов, охраняемых аэростатами (см. таблицу), г. Плоешти фигурирует по одной простой причине - там располагались мощный нефтеперерабатывающий завод и огромные склады горючего, которые не менее усердно охранялись немцами от налетов союзников до освобождения города Красной Армией.
Наиболее впечатляют такие цифры. В период с 1941 по 1945 год подразделения аэростатного заграждения прикрывали воздушные ворота к таким городам:
Архангельск |
26 отряд |
Баку |
5 полк |
Батуми |
7 отдельный дивизион |
Владивосток |
72 морская бригада |
Воронеж |
4 и 9 отряды |
Горький |
8 и 28 отдельные дивизионы |
Запорожье |
6 отдельный дивизион |
Киев |
4 и 14 отряды |
Куйбышев |
2 отряд |
Ленинград |
3,4,11 и 14 полки |
Москва |
1,2 и 3 дивизии |
Мурманск |
6 отряд |
Одесса |
6 отдельный дивизион |
Плоешти |
15 отряд |
Поти |
1 морской |
Рига |
26 отряд |
Ростов-на-Дону |
9 отряд |
Саратов |
4 отдельный дивизион |
Севастополь |
1 отдельный отряд Ч.Ф. |
Сталинград |
6 и 26 отдельные дивизионы |
Хабаровск |
12 отряд |
Харьков |
6 отдельный дивизион |
Ярославль |
1 отряд |
Всего около трех тысяч постов заграждения |
Источник: Журнал "Наука и техника", №7 (38), 2009
июль
стр. 27-35, автор статьи Любченко Д.И.