Взлет на воздушном шаре

Взлет в простых условиях

К взлету на воздушном шаре в простых условиях следует отнести взлеты в условиях отсутствия термической и динамической активности атмосферы, взлеты с ровных площадок, при ветре со скоростью не более 2...3 м/с. В таких условиях особых проблем, как правило, не возникает.

Включая горелку, создайте избыточную подъемную силу, способную обеспечить пролет через препятствия, находящиеся на пути следования аэростата. При этом температура в оболочке не должна превышать предельно допустимого значения. После чего подайте команду, чтобы все лица, удерживающие гондолу, одновременно ее отпустили. Нормальным считается, когда вас держат 2..3 человека, они не должны висеть на корзине, их руки должны лежать на краю корзины и быть практически вытянутыми, в этом случае вы можете быть уверены, что не произойдет слишком резкого взлета.

Взлет при ветре и взлет с закрытой площадки

При взлете в ветреную погоду (скорость ветра более 2...3 м/с), независимо от того, производится старт с открытой или закрытой площадки, аэростат должен быть зачален с помощью привязного фала.

Скороподъемность в момент отрыва должна быть не менее 1.5...2 м/с, что необходимо для исключения самопроизвольного снижения аэростата после прекращения действия так называемой ложной подъемной силы. Ложная подъемная сила возникает из-за динамического воздействия на верхнюю и нижнюю части оболочки воздуха с различной скоростью (см. рис. 8.1). Эта сила будет тем больше, чем больше разность скоростей ветра по высоте оболочки. При нахождении аэростата на ровной площадке, на которой нет каких-либо препятствий, при скорости 5...6 м/с ложная подъемная сила будет составлять несколько десятков килограмм. Если площадка имеет укрытие, резко снижающее скорость ветра у земли, эта сила может доходить до сотен килограмм, и на быструю компенсацию после старта за счет включения горелки надеяться не стоит. Особенно сильно действие ложной подъемной силы наблюдается при взлете с закрытых стадионов или из-за высоких зданий. Точнее было бы говорить об опасности, таящейся в прекращении действия этой подъемной силы.

Кроме эффекта прекращения действия ложной подъемной силы при старте из-за укрытий может происходить деформация оболочки при попадании аэростата в воздушный поток с большей скоростью по сравнению со скоростью ветра в точке старта. Эта деформация также уменьшает подъемную силу и может привести к потере высоты сразу после старта.

В то же время, если в составе приборного блока отсутствует термометр, то во избежание превышения предельно допустимой температуры скороподъемность не должна превышать 3 м/с.

При отцепке привязного фала следите, чтобы вблизи фала не было людей. Напряженный, под воздействием ветрового напора, фал обладает большой энергией и может наделать немалых бед, если поблизости будут находиться люди.

Рис. 8.1. Ложная подъемная сила возникает из-за нахождения оболочки в потоках с различной скоростью

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.