Наиболее часто в авиации используются три системы координат: земная, связанная и скоростная. Каждая из них нужна для решения определенных задач.
Земная система координат используется для определения положения летательного аппарата как точечного объекта относительно наземных ориентиров. Для ближних полетов при расчете взлета и посадки можно ограничиться прямоугольной (Декартовой) системой.
В дальних перелетах, когда необходимо учитывать то, что Земля - "шар", используют полярную СК. Оси координат обычно привязываются к базовым наземным ориентирам, используемым при прокладке маршрута полета (см. рис. 11).
Рис. 11. Земная система координат
Связанная система координат используется для определения положения различных объектов (элементы конструкции, экипаж, пассажиры, грузы) внутри ЛА. Ось X обычно располагается вдоль строительной оси ЛА и направлена от носа к хвосту.
Ось расположена в плоскости симметрии и направлена вверх (см. рис. 12).
Рис. 12. Связанная система координат
Скоростная система координат представляет сейчас наибольший интерес. Эта система координат привязана к воздушной скорости ЛА (скорости ЛА относительно воздуха) и используется для определения положения ЛА относительно воздушного потока и расчета аэродинамических сил.
Ось X располагается вдоль воздушного потока. Ось Y находится в плоскости симметрии ЛА и расположена перпендикулярно потоку (см. рис. 13).
Рис. 13. Скоростная система координат