Правила полетов воздушных судов

Полеты воздушных судов могут выполняться:

  • по правилам полетов по приборам (ППП);
  • по правилам визуальных полетов (ПВП);
  • по особым правилам визуальных полетов (ОПВП).

Правила полетов по приборам предусматривают выполнение полетов по пилотажно-навигационным приборам при обязательном постоянном контроле со стороны органа управления воздушным движением. При полетах на тепловых аэростатах полеты по ППП производятся в исключительно редких случаях, требующих, как правило, больших высот полета и пересечения воздушных трасс, например при установлении рекорда высоты или дальности. В этом случае в гондоле аэростата должно находиться необходимое навигационное и радиооборудование. В большинстве случаев полеты проводятся по ПВП, ведь основная прелесть парения на аэростате - это созерцание красот природы, а не наблюдение за стрелками приборов. Все соревнования и фестивали воздушных шаров проводятся исключительно по ПВП.

 

Правила визуальных полетов предусматривают визуальную ориентировку и выдерживание установленных интервалов между воздушными судами. ПВП применяются в пределах нижнего воздушного пространства и только днем, при этом скорость воздушного судна не должна превышать 550 км/ч. При полетах по ПВП взлет можно совершить с восходом солнца и закончить полет с его заходом. В таблице 9.1 приведена выдержка из НПП ГА по минимальным условиям полета по ПВП в условиях равнинной и холмистой местности (см. также рис. 9.1).

Рис. 9.1. Комментарий к правилам полетов по ПВП

Таблица 9.1 Минимальные условия полета по ПВП

Скорость полета
истинная, км/час

Высота нижней границы
облаков над наивысшей
точкой рельефа, м

Види-
мость, м

Вертикальное расстояние от
воздушного судна до нижней
границы облаков, м

300 и менее

150

2000

50

от 301 до 550

300

5000

100

Примечание. Полеты над облаками разрешаются только при облачности не более 3 баллов, при этом расстояние от верхней границы облаков должно быть не менее 300 м.

Обходить препятствия, наблюдаемые впереди по курсу, и совершать обгон впереди летящего воздушного судна необходимо с правой стороны на расстоянии не менее 500 м. Обгоняющим считается воздушное судно, которое подходит к впереди летящему судну с курсом, отличающимся от его курса менее чем на 70°. При полетах воздушных судов на пересекающихся курсах, на одном и том же эшелоне (высоте) их командиры должны: заметивший воздушное судно слева - уменьшить высоту, а справа — увеличить высоту полета.
Так как скорость аэростата существенно меньше скорости самолета и даже дельтаплана, в соответствии с правилами полетов вас должны обгонять всегда с правой стороны на удалении не менее 500 м.

В соответствии с правилами полетов, рекомендованными ФАИ, при проведении воздухоплавательных мероприятий допускается сближение аэростатов вплоть до касания оболочками. Не допускается столкновения нетканых (жестких) частей аэростата с оболочкой другого. Если в ходе полета происходит сближение аэростатов, пилот аэростата, находящегося выше, должен уступить дорогу и в случае необходимости подняться выше во избежание столкновения. Таким образом, в воздухоплавании для аэростатов действует правило: «Уступи дорогу тому, кто ниже». Хорошо это запомните.

Минимальной безопасной высотой полета в соответствии с НПП ГА при полетах по правилам визуальных полетов со скоростями до 300 км/ч считается истинная высота 100 м. В то же время тепловой аэростат способен совершать безопасные полеты и на существенно более низких высотах, в действующих на момент написания этой книги инструкциях по отдельным зонам этот факт уже учтен. Однако конкретных законодательных рекомендаций на этот счет не существует. Можно рекомендовать в качестве минимальных безопасных высот полета для тепловых аэростатов величины, приведенные в таблице 9.2. Особое внимание нужно уделять линиям электропередач, подавляющее число аварий и катастроф тепловых аэростатов связано именно со столкновениями с ними. При подлете к ЛЭП необходимо выдерживать горизонтальный полет или набор высоты. Никогда не подлетайте к ЛЭП на малых высотах со снижением высоты.

Таблица 9.2 Рекомендуемая минимальная безопасная высота полета для тепловых аэростатов, м

Над ЛЭП

50

Над другими искусственными препятствиями

25

Над естественными препятствиями

10

Для полетов самолетов и вертолетов устанавливаются правила вертикального, продольного и бокового эшелонирования. Обычные полеты тепловых аэростатов проходят в специально отведенных для этой цели зонах, которые не пересекают воздушные трассы, коридоры и местные авиалинии. Выбор вертикального и бокового эшелонирования в этом случае осуществляется пилотом исходя из условий безопасности. При осуществлении специальных полетов, например при установлении рекорда на дальность, необходимо знать правила эшелонирования.

Вертикальное эшелонирование устанавливается в зависимости от направления движения воздушного судна и распространяется на полеты в воздушных трассах и по установленным маршрутам. При направлении воздушных трасс, местных авиалиний и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 0° до 179° (включительно) устанавливаются эшелоны полетов: 900, 1500, 2100, 2700, 3300, 3900, 4500, 5100, 5700, 6300. 6900, 7500, 8100, 9100, 10 100, 12 100 и т.д. При направлении воздушных трасс, местных авиалиний и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 180° до 359° (включительно) устанавливаются эшелоны: 1200, 1800, 2400, 3000, 3600, 4200, 4800, 5400, 6000, 7200, 7800, 8600, 9600, 10 600, 11 600, 12 600 и т.д.

Любой аэростат должен иметь барометрический высотомер, обладающий возможностью вносить корректировку в зависимости от изменения давления. В соответствии с правилами НПП ГА необходимо:

  • при полетах в районе аэродрома в пределах аэродромного круга выставлять высотомер по значению атмосферного давления на аэродроме;
  • при полетах по маршруту на высоте ниже нижнего эшелона - по минимальному атмосферному давлению на маршруте (участке маршрута), приведенному к уровню моря,
  • при полетах на эшелонах - по стандартному атмосферному давлению 760 мм рт. ст. (1013.2 мбар).

При взлете пилот должен установить барометрический высотомер на «нуль» высоты и сравнить отсчет на шкале давления со значением атмосферного давления на аэродроме, если полеты производятся по инструкции этого аэродрома.

Например, если аэростат летит на высоте 2000 м по барометрическому высотомеру, установленному на Ноль по стандартному атмосферному давлению, то это означает, что полет проходит вдоль линии с постоянным даатением 596 мм рт. ст. (794.9 мбар). Эта линия, в принципе, может проходить не параллельно земной поверхности, а высота отличаться от 2000 м. Если все летательные аппараты, находящиеся в воздухе, производят полет, руководствуясь показаниями барометрического высотомера, установленного на ноль по стандартному атмосферному давлению, то это позволяет исключить столкновение в воздухе.

При полете на эшелоне абсолютная высота будет постоянно изменяться из-за отклонения изменения давления с высотой от стандартного, что объясняется колебаниями давления на уровне моря и отклонениями от стандартного значения температуры по высотам. Чем теплее воздух, тем плотность его меньше, и, следовательно, линия постоянного даваения будет проходить на большей высоте.

 

Наоборот, при более холодном воздухе атмосфера становится более плотной и линии постоянного давления сжимаются и проходят на более низкой высоте, чем при стандартном распределении температуры, высотомер в этом случае всегда будет показывать большую высоту, чем фактическая высота полета. Ошибки барометрического высотомера, связанные с нестандартным распределением температуры, показаны на рис. 9.2.

Рис. 9.2. Влияние на показания высотомера нестандартного распределения температуры

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.