Проверка оболочки воздушного шара

Ткань и швы оболочки воздушного шара должны подвергаться периодическому контролю. Для испытания ткани на прочность можно воспользоваться двумя струбцинами, показанными на рисунке 10.1. При этом испытании ткань из оболочки не вырезается.

Если оболочка сшита из ткани одного цвета и типа, достаточно ограничиться тремя замерами в верхней части, тремя - в средней и тремя - в нижней, всего придется сделать девять испытаний. Точки для замеров в верхней части оболочки выбираются примерно в одном метре от края выпускного отверстия, непосредственно у края замеры проводить не следует, т.к. здесь ткань оболочки перекрывается парашютным клапаном и, следовательно, менее подвергается нагреву. Если оболочка изготовлена из разных по цвету и структуре типов ткани, то испытаниям необходимо подвергнуть все типы независимо от их расположения.

Рис. 10.1. Схема испытания ткани и основные размеры приспособления

Замеры в каждой точке необходимо проводить в двух взаимно перпендикулярных направлениях (по утку и по основе).

Ткань захватите струбцинами, как показано на рисунке, таким образом, чтобы одни и те же нити ткани были захвачены с противоположных сторон. Струбцины нужно надежно затянуть так, чтобы ткань не выскальзывала из зажимов.

К струбцинам с помощью динамометра или тарированного груза приложите нагрузку, конкретная величина которой должна быть указана в инструкции на аэростат. Обычно эта величина составляет от 10 до 15 кг.

Если ткань выдерживает нагрузку, оболочка пригодна к дальнейшей эксплуатации. Если происходит разрыв, оболочка дальнейшей эксплуатации и ремонту не подлежит независимо от того места, где оболочка не выдержала испытания. Иногда некоторые воздухоплаватели пытаются восстановить оболочку  заменой ткани в верхней части, такая экономия может очень дорого стоить в дальнейшем. Разрывы оболочек всегда происходят из-за динамических воздействий, место приложения которых может находиться в любой точке оболочки. 

По аналогичной методике испытываются швы, при этом шов должен располагаться перпендикулярно приложению нагрузки.

Проверьте надежность крепления вертикальных силовых лент к кольцу купола и само кольцо. При проверке обратите внимание на швы и состояние поверхности кольца. Проверьте надежность крепления верхней горизонтальной ленты, которой оканчивается выпускное отверстие.

Проверьте состояние поверхности блока и надежность крепления к нему строп парашютного клапана. Поверхность блока не должна иметь потертостей и царапин. Стропы крепления блока не должны быть перекручены.

Проверьте длину центрирующих строп парашютного клапана и надежность их крепления к оболочке, для чего один человек должен совместить центр кольца купола и центр парашютного клапана, а другой, находясь внутри оболочки, натягивая одновременно вертикальную силовую ленту, идущую от кольца, и растяжку парашютного клапана, должен проверить их длины до места крепления растяжки. Длина от точки крепления центрирующей стропы до центра клапана (размер L2 на рис. 10.2) должен быть равен или несколько больше, чем соответствующая силовая лента на оболочке (размер L1). В противном случае необходимо отвязать растяжку от петли, изменить размер и завязать вновь.

Рис. 10.2. Схема регулировки парашютного клапана

Проверьте целостность ткани и швов парашютного клапана.

Проверьте надежность крепления фала управления парашютным клапаном к петле оболочки. Проверьте состояние самого фала. Не допускаются разрывы отдельных его нитей.

Проверьте центрирующие стропы на прочность.

Проверьте оболочку на отсутствие разрывов, прогаров или потертостей.

Проверьте троса оболочки, их заделку и крепление к вертикальным силовым лентам. Троса не должны иметь порванных жил и обожженных участков, заделка и крепление тросов не должны иметь видимых повреждений.

Если есть подозрение на повышенную продуваемость оболочки, проведите летное испытание.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.