Погодные условия при подготовке аэростата

Нельзя запускать аэростат при скорости ветра у земли, превышающей 7 м/с, или при вероятности существования сильных атмосферных конвективных потоков. Можно считать, что вертикальные потоки воздуха (термики) со скоростями более 2...3 м/с уже опасны для тепловых аэростатов. При попадании аэростата в вертикальный поток со скоростью более 5 м/с обеспечить контролируемый спуск пилот уже не сможет. Наиболее вероятно, что из-за остывания воздуха и, как следствие, падения давления оболочка начнет складываться, чему также будут способствовать неспокойность атмосферы и боковые порывы ветра, не исключен вариант самопроизвольного подъема аэростата на высоту более 5000 м, которая опасна для пилота потерей сознания из-за кислородного голодания и низкими температурами.

Определить термическую активность, опасную для полетов, можно по наличию кучевой облачности или порывов ветра у земли на открытых местах. Обычно в летнее время при ясной погоде термики начинают появляться после 9... 10 часов и прекращаются после .18...19 часов. Зимой термическая активность атмосферы часто отсутствует круглые сутки, и, если хорошо одеться и быть уверенным, что ваш автомобиль сопровождения не увязнет в снегу, можно летать с утра до вечера, не опасаясь, что ваш воздушный шар сам вдруг начнет набирать высоту или стремиться проломить крышу домику, оказавшемуся под вами.

Кроме благоприятных погодных условий на старте должна быть полная уверенность, что в месте планируемой посадки погодные условия удовлетворительные. Резкое отличие погодных условий в месте старта и месте посадки может наблюдаться в горной и холмистой местностях, а также при старте в утренние часы, когда за время полета повышается термическая активность атмосферы. Со мной был случай, когда, взлетев утром при очень слабом ветре, вынужден был сделать посадку при скорости 10 м/с, протаскивание аэростата по земле составило 130м, и за один час полета аэростат пролетел более 70км.

Категорически запрещается подъем аэростата при прямой видимости грозового фронта, даже несмотря на полное отсутствие ветра.
Перед началом полета необходимо запросить прогноз погоды в ближайшем метеоцентре, метеостанции или аэропорту.

Указанная выше скорость ветра в момент старта 7 м/с является предельной, но практически сложности с наполнением и подъемом оболочки начинаются при 5 м/с, а начинающим пилотам не рекомендуется летать при скорости ветра больше 4 м/с, любых атмосферных конвективных потоках, а также в непосредственной близости от гор и больших водных пространств.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.