Главная / Воздухоплавание / Аэростаты / Подготовка аэростата

Подготовка аэростата к полету

Подготовка к полету аэростата не менее зрелищное действие, чем сам полет, и всегда собирает большое количество зрителей и просто добровольцев, готовых помочь команде в подготовке аэростата. Несмотря на праздничность обстановки, нельзя забывать о некоторых простых истинах, несоблюдение которых может омрачить праздник. Основная опасность для окружающих исходит от привязных фалов, газовых баллонов и пламени горелки.

В процессе подготовки аэростата к полету настоятельно рекомендуется не пользоваться услугами добровольцев из толпы, такая помощь может дорого обойтись как людям, так и аэростату, все члены команды должны иметь опыт в подготовке аэростата к полету и быть проинструктированы пилотом. Всех, кто не связан с подготовкой, необходимо попросить отойти на достаточное расстояние от аэростата. Большинство случаев связано с невыполнением именно этого правила. Хотелось бы привести один пример, который на первый взгляд может показаться невероятным.

Это произошло в августе 1994 года в Иркутске на авиационном празднике. Свидетель случившегося рассказывал об увиденном, когда все события еще стояли перед глазами, и, чтобы сохранить колорит, передаем рассказ от первого лица.

«Было тихое пасмурное утро, для украшения праздника я должен был поднять в воздух аэростат. К сожалению, постоянной моей команды в тот день не было, за исключением одного человека, которого я попросил держать купольный фал. Было настолько тихо, что привязывать аэростат не было необходимости. Когда оболочка была наполнена холодным воздухом, я включил горелку, теплый воздух уже полностью расправил ткань, оболочка уже должна была начать подниматься, но этого не происходило. За шумом работающего вентилятора с трудом угадывались какие-то крики, на которые я не обратил внимания, приняв их за восторги стоявших вокруг зрителей. Вдруг оболочка резко начала подниматься, и я услышал бегущую к корзине жену: «У тебя люди на оболочке». Корзина уже была в воздухе, на купольном фале висел мой помощник, но это было еще не все, насколько я понял из криков снизу, у меня на верхней части купола, практически на парашютном клапане, был мальчишка. Шар медленно плыл на высоте около 20 метров с двумя неожиданными пассажирами. Я не знал, что мне предпринять, если открыть клапан, то мальчик может упасть с семнадцатиметровой высоты и разбиться о горелку, но и сколько он там может находиться — неизвестно. Мой помощник сообщил, что сможет еще продержаться, и оставалось только ждать, когда шар сам снизится. Как только ноги помощника оказались на земле, по купольному фалу со скоростью молнии скользнула тень, и мальчишка скрылся в толпе. Людям из наземной команды удалось его поймать и отвести в ближайшую поликлинику — у него были сильные ожоги рук от скольжения по фалу. Так закончился этот короткий полет на авиационном празднике.

Мальчишку увидела команда, удерживающая купольный фал, только в тот момент, когда оболочка начала подниматься, видимо, он спрятался между тканью оболочки и клапана. Я со стороны гондолы тоже ничего не видел, даже когда шар был в воздухе».

Этот случай вряд ли требует каких-либо комментариев. Д. Камерон пишет в своей книге о мальчике, который зацепился за гондолу в момент старта, и рекомендует перед взлетом внимательно осмотреться вокруг. Каждый пилот может привести пример невнимательности наземной команды, когда люди цеплялись и даже поднимались в воздух на привязных фалах. Все эти случаи подтверждают необходимость удаления всех посторонних из района подготовки аэростата к взлету.

Запрещается при наполнении аэростата воздухом накручивать на руку или вокруг тела фалы и троса, прикрепленные к аэростату. Держать их необходимо только захватом руки. На руках должны быть перчатки или рукавицы.

Расстояние от любой точки подготавливаемого к полету аэростата до ближайших автомобилей, прицепов, аэростатов должно быть по крайней мере 15 метров.

При возникновении вероятности ухудшения погодных условий необходимо прекратить все действия, связанные с подъемом аэростата.

Планирование полета

Перед началом действий, связанных,с взлетом, необходимо у руководителя полетами получить разрешение на взлет. С командой, находящейся в машине сопровождения, необходимо:

  • согласовать место предполагаемой посадки аэростата;
  • согласовать основные и запасные частоты для радиосвязи;
  • согласовать дополнительные средства для связи;
  • проверить работоспособность радиостанции.

Последние операции перед взлетом

Когда над вами расправился купол оболочки и ликует восторженная публика, не забудьте про последние операции, которые так же важны, как и все предыдущие.

  1. Проверьте работу парашютного клапана, для этого откройте его так, чтобы текстильные застежки по периметру клапана оторвались, после этого закройте клапан.
  2. Внимательно осмотрите через входное отверстие внутреннее состояние оболочки. Обратите внимание на центрирующие стропы парашютного клапана, натяжение у всех должно быть одинаковым, сам клапан должен ровно закрывать выпускное отверстие, ткань клапана должна прилегать к ткани оболочки. Отставание ткани клапана от края выпускного отверстия, несимметричное расположение клапана, провисание отдельных центрирующих строп не допускается.
  3. Подайте команду пассажирам на занятие мест в гондоле. Проинструктируйте пассажиров:
      - не держитесь за шланги, троса и фал управления клапаном;
      - при посадке держитесь за веревочные петли или ограждения баллонов;
      - при посадке внимательно следите за снижением и ожидайте удара, который может быть сильным, при наличии ветра возможно волочение гондолы;
      - не покидайте гондолу без команды.
  4. Если нет других проблем, кроме волнения пассажиров, взлетайте.

Рис. 7.6. Проверьте работу парашютного клапана

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.