ТД "АУМАС"
судно на воздушной подушке, аэроджипы, аэростаты, планеры, вертолеты, самолеты, аэрокатер
Тел./Факс: (8552) 77-36-15
МОБ.:+7 905 374 0010
   

Полёты на параплане

Первый полёт на параплане

Первый самостоятельный полет - пожалуй, самое важное событие в жизни любого пилота. Обычно он короток. При полетах на параплане его продолжительность измеряется в секундах, а высота - в единицах метров, но в эти мгновения происходит превращение человека ходящего в человека летающего, и наверное поэтому первый полет запоминается на всю жизнь. Впрочем, обо всем по порядку.

Прежде чем оторваться от земли, вам необходимо научиться поднимать купол и уверенно удерживать его над головой.

Именно здесь закладываются (или не закладываются) те базовые навыки, которые в дальнейшем станут фундаментом безопасности ваших полетов.

На первый взгляд покажется странным утверждение, что в первых полетах на параплане пилоту следует поменьше думать собственно о полете, а уделить максимум внимания процессу вывода купола в полетное положение и взлету. На самом деле все очень просто.

Если пилот начинает перед стартом слишком много думать о полете, то доля внимания, отводимая на подъем купола, неизбежно уменьшается. Уменьшается и вероятность того, что крыло будет поднято правильно.

Если же пилот, по причине излишней устремленности в небо, не проконтролирует состояние крыла и попытается взлететь на нерасправленном куполе, закончится такой полет скорее всего в ближайших кустах.

Может возникнуть естественный вопрос: сколько нужно времени для того, чтобы научиться летать вообще и освоить работу с куполом на земле в частности. Ответить на этот вопрос очень не просто, т.к. процесс обучения строго индивидуален. Но вы можете проверить себя самостоятельно.

Если вам показалось, что вы успешно освоили какое-либо упражнение, то представьте себя на мгновение инструктором. Представьте, что перед вами стоит группа новичков. Поставьте им соответствующее полетное задание и покажите, как оно выполняется.

Как вы понимаете, вы должны не просто выполнить задание, а сделать это чисто, красиво, с хорошим запасом прочности. Вы должны выполнить его так, чтобы потом вам не было бы стыдно за его невыполнение. Вас никто не торопит. Если у вас возникают сомнения в выполнимости задания в данный момент, отложите его показ до лучших времен.

Но если вы готовы сказать: «К взлету готов», то это должно значить, что вы действительно готовы, что любая ошибка исключена. Перед тем как взлететь, необходимо выполнить предстартовый осмотр и подготовку параплана.

Вы должны:

  • разложить параплан в виде подковы строго против ветра
  • проверить воздухозаборники купола на отсутствие залипаний
  • проверить стропы на отсутствие перехлестов и посторонних предметов в них (веток, травы), убедиться, что стропы не цепляются за неровности грунта
  • проверить правильность подцепки подвесной системы к параплану
  • проверить закрытие замков подвесной системы, контровку карабинов подцепки подвесной системы к параплану, убедиться в том, что защитный шлем застегнут
  • принять исходное положение для подъема купола, взять в руки передние свободные концы клеванты и приготовиться к взлету.

Ваши дальнейшие действия при выполнении подлета со склона горы таковы:

  • убедитесь в отсутствии препятствий на стартовой площадке, способных помешать подъему купола и разбегу
  • убедитесь в отсутствии в воздухе парапланов, дельтапланов или других ЛА, способных помешать выполнению полета; если вы взлетаете не с самой вершины склона, не забудьте оглянуться назад
  • убедитесь в том, что посадочная площадка свободна и на ней нет предметов и людей, способных помешать выполнению безопасной посадки
  • доложите руководителю полетов (РП) о готовности к старту
  • после получения разрешения на взлет поднимите купол с земли в полетное положение
  • удерживая купол в полетном положении, проверьте правильность его раскрытия и наполнения воздухом
  • выполните дополнительный беглый контроль обстановки в воздухе и на земле непосредственно перед началом разбега
  • разбегитесь и взлетайте
  • выполните прямолинейный планирующий полет
  • на высоте 1,0 - 1,5 м плавно зажмите клеванты на глубину полностью вытянутых рук и приземлитесь на обе ноги.

К приведенной выше последовательности необходимо сделать несколько пояснений. Остановимся на пункте 4. Прежде всего необходимо сказать, что руководитель полетов на параплане является самым главным человеком на старте. Вам необходимо уведомить его о вашей готовности к взлету, по крайней мере, по двум причинам.

Рис. 73. На параплане «Блюз» подмосковной фирмы «АСА» стартует Татьяна Курнаева. Москва. Трикотажка

Во-первых, для того чтобы на старте никто никому не мешал. Услышав ваш запрос, он запретит старты всем остальным пилотам и разрешит их снова лишь после того, как вы отлетите от склона на достаточное расстояние. Во-вторых, он обязательно проверит вашу готовность к взлету. Не забывайте, что у вас пока еще нет достаточного летного опыта и если вы решили, что к взлету готовы, то это еще не значит, что так оно и есть на самом деле.

Дополнительный контроль обстановки после подъема купола (пункт 7) необходим по следующей причине. Вы можете поднять купол не сразу, он может подняться с креном, и тогда вам придется потратить время на его исправление. За это время обстановка как в воздухе, так и на земле изменится. Поэтому непосредственно перед взлетом необходимо убедиться в том, что взлетать все еще можно.

Есть и еще одно малоприятное обстоятельство. При полетах на одном склоне членов нескольких клубов, к сожалению, далеко не всегда удается организовать единое руководство полетами на параплане. В этом случае не исключена ситуация, когда в воздух одновременно поднимаются два аппарата.

Если вы увидите второй летательный аппарат, будучи еще на земле, ничего страшного не случится. Вы или приостановите свой взлет, или уйдете в сторону. Если же вы, оказавшись в воздухе, вдруг в нескольких метрах от себя обнаружите летящий в вас параплан, вы можете уже не успеть увернуться.

Теперь о разбеге и взлете. Разбег следует выполнять энергично, возможно более широкими шагами, сохраняя постоянной нагрузку на грудную перемычку подвесной системы, не допуская кренов и продольной раскачки купола параплана. В процессе разгона параплана клеванты должны быть в верхнем положении (см. рис. 74).

Рис. 74. Стартует Вадим Тюшин. Москва. Крылатские холмы

Наиболее частой ошибкой на разбеге является так называемое запрыгивание в подвесную систему. Почувствовав, что параплан должен вот-вот взлететь, пилот прекращает разбег и усаживается в подвесной системе.

Параплан же, не достигший взлетной скорости, проседает вниз. В результате полет, как правило, заканчивается, так и не успев начаться.

Помните: разбег следует продолжать до тех пор, пока параплан сам не оторвет вас от земли.

Первые подлеты должны выполняться на высоте не более 5 - 10 м. После взлета пилоту следует сохранять вертикальное положение тела, смотреть вперёд и вниз, определяя расстояние до земли. Посадка выполняется строго против ветра.

Перед посадкой на высоте 1,0 - 1,5 м необходимо плавно зажать клеванты на глубину полностью вытянутых рук и приземлиться на обе ноги. В момент касания земли ноги должны быть сжаты в коленях и щиколотках и слегка согнуты в коленях. Ступни ног должны быть установлены параллельно земле и находиться на траектории движения центра масс пилота (см. рис. 75).

Рис. 75. Положение ног пилота в момент приземления

   
Copyright © 2008 ТД "АУМАС"
Тел.: (8552) 77-36-15
судно на воздушной подушке свп Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности
Cоздание сайтa Вебцентр CMS SiteEdit