Спасательный парашют

Конструкция эксплуатация парашюта и особенности его применения

С тех пор как парапланеристы освоили полеты на парапланах на больших высотах, спасательный парашют стал неотъемлемой частью экипировки любого пилота. В длительном маршрутном полете может случиться всякое. В том числе, к сожалению, нельзя исключить возникновение ситуаций, когда основной купол параплана окажется не в состоянии мягко опустить вас на землю. Тогда на помощь приходит спасательная система.

Требования, предъявляемые к спассистеме, достаточно просты: она должна максимально надежно и быстро раскрываться и обеспечить пилоту приемлемую скорость встречи с землей.

Как известно, чем конструкция сложнее, тем выше вероятность ее отказа. Поэтому спассистемы делают предельно простыми. Подавляющее большинство спасательных парашютов имеет классические круглые купола и является неуправляемыми (см. рис. 96).

Рис. 96. Спасательный парашют "Plus-31" фирмы "Junkers profly"

Исключительно важной характеристикой парашюта является минимальная высота, необходимая для его раскрытия. Современные парапланерные спасательные парашюты при правильных действиях пилота раскрываются на высотах 30 - 50 м. Для сравнения можно вспомнить, что минимальная высота срабатывания авиационных парашютов составляет, в зависимости от модели, от 100 до 150 м.

Одним из способов ускорения процесса раскрытия парашюта является использование куполов с втянутыми вершинами. При раскрытии обычного, круглого, парашюта вершина купола движется как бы навстречу набегающему потоку воздуха.

Это несколько замедляет процесс наполнения купола. Если же вершину купола с помощью центральной стропы заранее немного подтянуть к пилоту, то для раскрытия такого купола будет достаточно лишь распахнуться его нижней кромке (см. рис. 97).

Рис. 97. Схема наполнения парашютного купола воздухом:
А - купол с втянутой вершиной, Б - обычный круглый купол

В «большой» авиации применение куполов с втянутыми вершинами ограничено. Из-за высоких скоростей, на которых обычно вводятся в действие авиационные парашютные системы, мгновенное раскрытие купола создает недопустимо большую перегрузку.

Для того, чтобы возникающие в момент раскрытия парашюта перегрузки оставались в разумных пределах, некоторые авиационные парашюты оснащаются устройствами, искусственно замедляющими скорость их раскрытия.

В парапланеризме полетные скорости существенно меньше. Поэтому чрезмерных перегрузок при раскрытии парашюта не возникает, и применение куполов с втянутыми вершинами вполне оправдано. Однако здесь возникает другая проблема. Для быстрого раскрытия парашютного купола нужен мощный поток воздуха.

Когда спортсмен-парашютист, находясь в свободном падении (скорость свободного падения 50 м/с), расчековывает парашютный контейнер, воздушный поток буквально вырывает оттуда купол и стропы.

На парапланерных скоростях (10 - 20 м/с) так не происходит. Поэтому пилот-парапланерист для введения своего парашюта в действие должен не только раскрыть парашютный контейнер, но и помочь куполу выйти из него и наполниться воздухом.

Для этого купол и стропы парашюта укладываются в специальный мешок или конверт, называемый камерой. А вытяжное кольцо берет на себя две функции: оно не только раскрывает контейнер, но и еще является ручкой, крепящейся к камере, за которую пилот при раскрытии парашюта с возможно большей силой отбрасывает от себя камеру куполом и стропами (см. рис. 98).

Рис. 98. Потянув за вытяжную ручку, пилот достает из парашютного контейнера камеру с куполом и стропами

Спасательный парашют может быть встроен в подвесную систему или располагаться во внешнем контейнере на боку или груди пилота. У каждого из этих вариантов есть свои достоинства и недостатки.

Если парашют встроить в подвесную систему, он будет меньше всего мешать вам в нормальной жизни, но в случае применения искать вытяжную ручку на спине вам придется вслепую (см. рис. 99).

Рис. 99. Парашют встроен в подвесную систему
Рис. 100. Парашют во внешнем контейнере на боку пилота
Рис. 101. Парашют во внешнем контейнере перед пилотом

С точки зрения удобства "боевого применения" контейнер с парашютом лучше всего размещать на груди. В этом случае вытяжная ручка будет у вас всегда перед глазами, но в каждом полете вам придется сначала пристегивать, а затем отстегивать контейнер от подвесной системы. Кроме того, с парашютом на груди будет сложно проконтролировать правильность закрытия грудного замка подвесной системы (см. рис. 101).

Некоторое промежуточное положение занимает боковое расположение парашюта. Вытяжная ручка будет на виду, не возникнет необходимости в постоянном перестегивании контейнера, но при этом появится небольшая несимметричность в распределении весов и еще вам придется следить, чтобы при "прямом" старте за контейнер не цеплялись стропы (см. рис. 100).

Спасательный парашют при правильном применении благодаря быстроте раскрытия спасет вашу жизнь даже на минимальной высоте. Однако, поскольку он является неуправляемым, вы можете приземлиться в малоподходящем для этого месте. Поэтому помните: применение спасательного парашюта всегда связано с некоторым риском.

Для уменьшения вероятности травмы вам следует надежно освоить технику приземлений перекатом. Необходимо также заблаговременно и до автоматизма отработать движения захвата вытяжной ручки парашюта и отбрасывания от себя камеры с куполом.

Существует не так много ситуаций, когда возникает необходимость в применении спасательного парашюта. Но если вы приняли решение на его раскрытие, действуйте максимально быстро и решительно. Помните, что от четкости ваших действий зависит ваша жизнь.

В том случае, если вы видите, что жесткое падение неизбежно, бросайте парашют, даже если остаток высоты не позволит ему раскрыться полностью. Даже частично раскрытый купол может не только весьма существенно ослабить удар о землю, но и сориентирует в пространстве ваше тело так, чтобы вы встретили землю ногами.

Если вы приняли решение применить спасательный парашют, вы должны:

  • Взяться рукой за вытяжную ручку. Если контейнер с парашютом расположен на груди или на боку, то обязательно визуально проконтролируйте правильность захвата ручки.
  • Энергично потянув за ручку, достать из контейнера камеру с парашютом.
  • Возможно сильнее размахнувшись, отбросить от себя камеру так, чтобы она не попала в купол параплана.

В случае вращения параплана камеру с парашютом следует бросать по направлению вращения.

На рис. 102 показано, что если бросить камеру в противоположном вращению направлении, то стропы спасательного парашюта намотаются на пилота и стропы параплана еще до того, как его купол начнет наполняться воздухом.

Рис. 102. Направление броска камеры со спасательным парашютом

  • После раскрытия парашюта необходимо немедленно погасить купол параплана, сложив его за второй ряд свободных концов.

Консоли параплана должны быть погашены симметрично. Если погасить только одну консоль, то это может привести к неконтролируемому вращению купола параплана и сложению им спасательного парашюта.

  • При приближении к земле заблаговременно приготовиться к приземлению.

Перед приземлением сожмите ноги в коленях и щиколотках и слегка согните их в коленях. Ступни ног установите параллельно земле.

  • При приземлении не пытаться удержаться на ногах.

Ту часть энергии удара, которую ноги погасить не смогут, вы должны перевести во вращение, уйдя на кувырок. При выполнении кувырка категорически запрещается пытаться смягчить удар о землю руками.

Спасательный парашют - ваша последняя надежда на мягкое приземление. Обращайтесь с ним бережно!

При обслуживании и хранении спасательного парашюта необходимо придерживаться следующих правил.

  • Ремонт и доработки парашюта выполняются только производителем. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ самостоятельное выполнение любых ремонтов и доработок парашюта.
  • Не забывайте регулярно переукладывать парашют.

При длительном хранении в уложенном состоянии ткань купола слеживается. Это может существенно задержать раскрытие парашюта в аварийной ситуации.

Обычно спасательный парашют переукладывают не реже, чем один раз в три месяца. Причем работа эта должна выполняться независимо от того, летали вы с ним или нет. Точные сроки переукладки вашего парашюта вы найдете в его техническом паспорте.

Для того, чтобы не забыть срок очередной переукладки, полезно законтрить зачековывающую шпильку парашютного контейнера, прикрепив к ней метку с указанием даты очередной переукладки парашюта (см. рис. 103).

Рис. 103. Метка с датой очередной переукладки парашюта

Примечание: обратите внимание на то, что шпилька контрится тонкой хлопчатобумажной ниткой и не более чем на один виток. Не увлекайтесь! Если вы перестараетесь и намотаете на шпильку несколько витков какой-либо прочной нити (например, синтетической), то разорвать ее при раскрытии парашюта будет очень непросто.

  • Парашют должен храниться при температуре от -30° до +30 °С и влажности воздуха не более 80%. Не подвергайте парашют чрезмерному нагреву. В жаркий день в закрытых автомобилях на стоянке или в невентилируемой палатке температура может превысить допустимые пределы. Это разрушает ткань купола.
  • Не оставляйте парашют на длительное время под прямыми солнечными лучами. Купол и стропы парашюта изготовлены из синтетических материалов. Ультрафиолетовое излучение солнца разрушает их.
  • При длительном неиспользовании (свыше трех месяцев) парашют следует извлечь из контейнера и хранить в распущенном виде в специально отведенной для этого сумке.
  • При попадании парашюта в морскую воду его следует промыть обильным количеством пресной воды и затем полностью высушить, т.к. кристаллизующаяся соль разрушает стропы и купол.
  • Недопустимо хранение парашюта во влажном состоянии. Если парашют намок, сушить его следует в тени.
  • При проведении полетов в зимнее время необходимо исключить попадание снега под клапаны парашютного контейнера. При попадании снега в контейнер парашют следует распустить, высушить и переуложить.
  • Не стирайте парашют с мылом или иным моющим средством. Пользуйтесь только водой. Никогда не трите ткань во избежание ее повреждения. Для чистки купол раскладывается на ровной и чистой поверхности и протирается влажной губкой или мягкой тряпкой.