ТД "АУМАС"
судно на воздушной подушке, аэроджипы, аэростаты, планеры, вертолеты, самолеты, аэрокатер
Тел./Факс: (8552) 77-36-15
МОБ.:+7 905 374 0010
   
Главная / Воздухоплавание / Аэростаты / Воздушное право / Проверка знаний пилотов тепловых аэростатов

Проверка знаний пилотов тепловых аэростатов

Контрольные вопросы для проверки знаний пилотов аэростатических летательных аппаратов (тепловые аэростаты)

Утверждено Департаментом воздушного транспорта МТ РФ 20 октября 1993 г.

1. Общие положения

1.1. Сборник контрольных вопросов для проверки знаний пилотов аэростатических летательных аппаратов (тепловые аэростаты) разработан в соответствии с «Требованиями к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств», изложенными в международных стандартах по выдаче свидетельств авиационному персоналу (Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации — 1988 г.), а также в соответствии с «Программой подготовки пилотов аэростатических летательных аппаратов», утвержденной МГА02.12.91, и «Положением о порядке выдачи свидетельств пилотов аэростатических летательных аппаратов», утвержденным ДВТ РФ 19.04.93 г.

1.2. Сборник контрольных вопросов для проверки знаний пилотов аэростатических летательных аппаратов (тепловые аэростаты) является документом, в соответствии с которым осуществляются мероприятия по поддержанию необходимого уровня профессиональной подготовки пилотов аэростатических летательных аппаратов.

1.3. Область применения настоящего Сборника включает проведение процедуры сертификации пилотов аэростатических летательных аппаратов со следующими целями:

  • выдача свидетельств и (или) квалификационных отметок, в том числе присвоение и (или) повышение класса квалификации;
  • осуществление процедуры продления срока действия свидетельств летных специалистов и подтверждения действительности квалификационных отметок;
  • признание действия на территории Российской Федерации свидетельств пилотов аэростатических летательных аппаратов, выданных компетентным органом другого государства.

2. Контрольные вопросы по дисциплинам

2.1. Воздушное право.

2.1.1. Воздушный кодекс.

  • Законодательство, регулирующее использование воздушного пространства.
  • Сфера действия воздушного кодекса.
  • Авиационный персонал.
  • Воздушное судно.
  • Регистрация воздушных судов.
  • Допуск воздушного судна к эксплуатации.
  • Судовые документы.
  • Позывной радиосигнал.
  • Командир воздушного судна, его права.
  • Порядок возмещения убытков.
  • Допуск воздушного судна к полету.
  • Полеты над населенными пунктами, запрещение или ограничение полетов.
  • Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие.
  • Расследование авиационных происшествий.
  • Ответственность за вред третьим лицам.
  • Ответственность перевозчика.
  • Правила перевозки.
  • Ответственность за нарушение правил безопасности полетов.

2.1.2. НПП ГА-85.

2.1.2.1. Раскройте смысл определений:

  • аэронавигационный запас топлива;
  • безопасность полетов;
  • бортовое пилотажно-навигационное оборудование;
  • видимость, видимость вертикальная;
  • воздушная обстановка;
  • высота безопасная;
  • высота полета;
  • диспетчерская информация;
  • диспетчерское разрешение;
  • диспетчерская рекомендация;
  • диспетчерское указание;
  • диспетчерское обеспечение плана воздушного движения;
  • задание на полет;
  • заявка на полет, предварительный план полета;
  • зона (район) УВД;
  • контрольный пункт;
  • местность горная;
  • местность равнинная;
  • местность холмистая;
  • ограничения по скорости ветра;
  • обледенение;
  • опасное сближение;
  • орган управления воздушным движением;
  • особый случай;
  • переходный слой;
  • план полета;
  • полет визуальный;
  • полет по приборам;
  • потеря ориентировки;
  • проверка летная;
  • проверяющий;
  • район аэродрома;
  • расчетное время прилета;
  • режим полета;
  • режим передачи управления движением воздушного судна;
  • сдвиг ветра;
  • сигналы бедствия, срочности;
  • экипаж гражданского воздушного судна.

2.1.2.2. Общие положения:

  • какие судовые документы должны находиться на гражданском воздушном судне;
  • обязанности командира ВС;
  • права командира ВС;
  • ответственность командира ВС;
  • обязанности штурмана ВС;
  • права штурмана ВС;
  • ответственность штурмана ВС.

2.1.2.3. Организация летной работы:

  • назовите документ, дающий право командиру ВС на выполнение полета;
  • обязанности командира ВС при проведении предполетной подготовки;
  • обязанности штурмана при проведении предполетной подготовки;
  • виды проверок, освидетельствований, проходимых членами экипажа ВС при продлении срока действия свидетельства;

2.1.2.4. Виды обеспечения полетов.

2.1.2.5. Правила полетов:

  • что предусматривают правила визуальных полетов;
  • ответственность командира ВС при полетах по ПВП;
  • правила перевода шкалы давления барометрического высотомера;
  • вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве;
  • правила самостоятельного занятия эшелона при возникновении угрозы безопасности полета;
  • что относится к приграничной полосе;
  • какая установленная документация должна находиться на борту ВС при выполнении полетов в воздушном пространстве приграничной полосы.

2.1.2.6. Управление воздушным движением:

  • что включает в себя УВД;
  • главные задачи УВД;
  • планирование и обеспечение УВД;
  • органы, пункты УВД, их основные задачи;
  • преимущества ВС при выполнении полетов;
  • УВД на местных воздушных линиях.

2.1.2.7. Выполнение полетов:

  • в каких случаях запрещается взлетать;
  • кто может находиться на борту ВС во время полета.

2.1.2.8. Полеты в особых условиях и особые случаи в полете:

  • какие полеты относятся к полетам в особых условиях;
  • действия экипажа при попадании в особые условия;
  • обязанности экипажа при потере ориентировки.

2.1.2.9. Действия экипажа ВС, терпящего бедствие.

2.2. Аэронавигация.

  • Чтение навигационных карт, обозначение запретных зон, ограничений на карте.
  • Масштабирование карт.
  • Правила эшелонирования.
  • Отсчет высоты по РО, Р760, Рприв. мин.
  • Правила полетов ниже нижнего эшелона.
  • Правила ведения визуальной ориентировки.
  • Выдерживание высоты полета при полете по приборам и визуально (минимально безопасная высота, эшелон).
  • Курсы ЛА, правила их отсчета.
  • Расчет путевой скорости полета.
  • Метеорологический и навигационный ветер.
  • Изменение температуры и плотности воздуха с высотой.
  • Как называется разница между истинным направлением меридиана и магнитным?
  • Понятие истинного и магнитного курсов.
  • Измерение высоты, дальности, расстояний, системы измерений, перевод.
  • Измерение температуры, системы измерений, перевод.
  • Измерение веса, системы измерений, перевод.
  • Решение навигационных задач.

2.3. Авиационная метеорология.

  • Явления погоды, ухудшающие видимость: внутримассовые и фронтальные туманы, дымка, метель, низкая облачность, пыльные и песчаные бури, мгла, осадки.
  • Инверсия: характеристика, влияние на условия полета.
  • Грозы, влияние на безопасность полетов.
  • Турбулентность, условия возникновения.
  • Смерч, шквал, условия возникновения, влияние на безопасность полетов.
  • Обледенение, условия возникновения, влияние на выполнение полетов.
  • Сдвиг ветра, условия возникновения, влияние на выполнение полетов.
  • Устойчивые воздушные массы, условия погоды, влияние на выполнение полетов.
  • Неустойчивые воздушные массы, условия погоды, влияние на выполнение полетов.
  • Холодный фронт, влияние на выполнение полетов.
  • Теплый фронт, влияние на выполнение полетов.
  • Фронты окклюзии, влияние на выполнение полетов.
  • Циклон, антициклон, характеристика, влияние на выполнение полетов.
  • Метеорологические авиационные коды.
  • Синоптическая приземная карта погоды и ее практическое использование.
  • Карта абсолютной барической топографии и ее практическое использование.
  • Карта МРЛ и ее практическое использование.
  • Сроки производства наблюдений за погодой в аэропортах ГА.
  • Метеорологическое обеспечение полетов, метеоконсультация экипажей, метеорологическая документация.
  • Понятия детализации прогнозов погоды по времени и характеристике ожидаемых изменений погоды:
      - постепенно;
      - быстро;
      - временами;
      - кратковременно;
      - тенденция;
      - без изменений.
  • Отсчет ветра, магнитный и навигационный ветер, методы оценки и измерения.
  • Изменение ветра с высотой, местные ветры, их особенности.
  • Термическая и динамическая конвекции, влияние на выполнение полетов.
  • Определение тумана, классификация, условия образования.
  • Дымка, условия образования, влияние на выполнение полетов.
  • Облака, условия образования, классификация, измерение, кодирование при передаче погоды.
  • Облака вертикального развития, условия полетов вблизи облаков.
  • Дальность видимости, оценка, кодирование при передаче погоды.
  • Прогнозирование турбулентности.
  • Грозы, условия возникновения, классификация, строение грозового облака, влияние на выполнение полетов.
  • Метеорологические аспекты полетов на больших высотах (4000 м и выше).
  • Условия полетов в горной местности.
  • Сезонные изменения погоды, условия полетов в переходный период.

2.4. Теория полета аэростатического летательного аппарата.

  • Дайте оценку влияния температуры, давления, влажности окружающей среды на подъемную силу аэростата.
  • Запишите и прокомментируйте основную формулу, связывающую подъемную силу аэростата с внешними параметрами окружающей среды и температурой внутри оболочки.
  • Расскажите об изменении параметров атмосферы с ростом высоты и их влиянии на подъемную силу аэростата.
  • Расскажите о силах, действующих на аэростат в момент равномерного подъема и спуска. Какими факторами ограничиваются максимально допустимые скорости подъема и спуска? Аэростаты с какими объемами оболочек более склонны к перегреву при достижении одинаковых скоростей подъема?
  • Расскажите о силах, действующих на аэростат в процессе его торможения (разгона) при спуске или подъеме. Какие факторы влияют на реакцию аэростата после включения пилотом горелки?
  • Почему в Руководствах по летной эксплуатации аэростатов ограничиваются допустимые скорости вертикальных конвективных потоков? Каков порядок этих величин?
  • Расскажите о силах, действующих на аэростат в привязном режиме, как связана допустимая высота подъема, длина привязного фала и скорость ветра? Почему принципиально нельзя работать в привязном режиме при скорости ветра более 5...7 м/с?
  • Что такое ложная подъемная сила, в каких случаях она возникает?
  • Расскажите о факторах, влияющих на расход топлива (температура окружающей среды, температура внутри оболочки, размеры оболочки аэростата, форма оболочки).
  • Почему отличается расход топлива при полете ночью и днем при прочих равных условиях полета?
  • Какими факторами определяется максимальная допустимая температура внутри оболочки?
  • Как изменяется давление по высоте оболочки? Каков порядок величины давления в оболочке?
  • Как связано давление в оболочке с загрузкой гондолы? Почему при работе на привязи при ветре более 4 м/с необходимо увеличивать загрузку гондолы?
  • Как влияет загрузка аэростата на величину усилия на фале управления парашютным клапаном?

2.5. Конструкция и техническая эксплуатация аэростата.

  • Назовите основные конструктивные элементы аэростата и их назначение.
  • Назовите основные конструктивные элементы оболочки аэростата и их назначение. Какие устройства применяются для выпуска воздуха при посадке?
  • Какого цвета должен быть фал управления устройством выпуска воздуха? В каких пределах должно находиться усилие на фале управления при открытии устройства выпуска воздуха? Каким документом определяются ответы на поставленные выше вопросы
  • Какие узлы применяются при креплении центрирующих строп парашютного клапана?
  • С какой целью применяется в конструкции аэростата купольный фал?
  • С какой целью применяется в конструкции оболочки аэростата ветрозащитный козырек (воздухозаборник)?
  • Покажите правильное применение карабинов при работе с аэростатом в привязном режиме.
  • Назовите основные конструктивные элементы горелок и их назначение. Перечислите органы управления горелкой. Для чего применяется жидкостной режим (топливо подается в форсунки, минуя змеевик) работы горелки?
  • Почему не допускается работа горелкой при частично открытом огневом клапане?
  • Какие существуют приемы при необходимости полета в случае пониженного давления топлива в баллонах?
  • В чем преимущества и недостатки горелок, у которых дежурная горелка работает на жидкой и газовой фазе?
  • Назовите основные конструктивные элементы топливных баллонов и их назначение.
  • Почему большинство фирм-изготовителей аэростатов использует плетеные гондолы?
  • Каков порядок подготовки аэростата к полету? Назовите перечень проверок и осмотров, которые проводятся перед каждым полетом.
  • Назовите работы, проводимые при проверке технического состояния (подтверждение летной годности):
      - аэростата в целом,
      - оболочки,
      - горелки,
      - баллонов.
      - гондолы,
      - приборного оборудования.
  • Какие основные ошибки встречаются при наполнении оболочки?
  • Каким образом проверяется прочность ткани оболочки?
  • Назовите допустимые повреждения оболочки.
  • Каким образом осуществляется определение допустимой загрузки гондолы аэростата?
  • Назовите меры безопасности при подготовке аэростата к полету.
  • Какое необходимое оборудование должно быть на борту аэростата?
  • Какими документами, кроме эксплуатационных на аэростат, предписывается необходимость наличия этого оборудования?
  • Каким способом контролируется суммарная воздухопроницаемость оболочки?
  • В каких случаях производится регулировка парашютного клапана? Расскажите порядок регулировки.

2.6. Приборное оборудование, правила эксплуатации.

  • Какой минимальный комплект приборов должен быть на борту аэростата? Каким нормативным документом определен этот комплект?
  • Расскажите принцип работы механического и электронного вариометров.
  • Расскажите принцип работы механического и электронного высотомеров.
  • Какие приборы и устройства применяются для контроля за превышением допустимой температуры в оболочке аэростата?
  • Каким образом осуществляется предполетная подготовка приборного оборудования?
  • Каким образом проводится проверка приборного оборудования?

2.7. Радиооборудование, правила ведения радиообмена.

  • Проверка радиосвязи, пробная радиосвязь.
  • Документы, регламентирующие правила и фразеологию радиообмена.
  • Обязательные сообщения и запросы.
  • Радиотелеграфный и радиотелефонный позывные, правила применения.
  • Радиотелефонные позывные диспетчерских пунктов ГА.
  • Вызов и ответ на вызов, правила и ограничения.
  • Размерности передаваемых цифровых значений, правила передачи.
  • Сообщения экипажа о пролете контрольного пункта.
  • Сообщения экипажа по запросу о метеоусловиях полета.
  • Ведение радиообмена при ухудшении слышимости и потере радиосвязи.
  • Сигнал бедствия, использование, правила сообщения.
  • Сигналы «ПАН» и «СЕКЬЮРИТИ», применение, правила сообщения.
  • Введение и отмена режима радиомолчания.

2.8. Газовое оборудование, правила эксплуатации.

  • Перечислите меры безопасности при заправке, сливе и переливе топлива.
  • Какой газ применяется в качестве топлива для тепловых аэростатов? Какие типы топлива в соответствии с ГОСТ применяются в России?
  • Какова зависимость давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси в зависимости от температуры?
  • Каким видам испытаний подвергается газовый баллон при определении технического состояния?
  • Какое рабочее давление и давление проверки на прочность для газовых баллонов тепловых аэростатов?
  • Перечислите порядок ваших действий при возникновении пожара.
  • В каких случаях осуществляется слив топлива из баллонов? Расскажите о порядке действий при сливе топлива.
  • Расскажите о порядке заправки баллонов.
  • Расскажите о порядке перелива топлива из баллона в баллон.
  • Каким образом контролируется нормальная заправка аэростатных баллонов? К чему может привести перезаправка?
  • Какие способы существуют для повышения давления в баллонах? Назовите их преимущества и недостатки.
  • Расскажите о порядке проверки работоспособности топливной системы при подготовке к полету

2.9. Особые случаи в полете, действия в аварийных ситуациях.

  • Отказ горелки, газового оборудования, течь газа.
  • Пожар на борту.
  • Повреждение оболочки, системы управления парашютным клапаном.
  • Контакт с линией электропередач.
  • Полет в условиях термических потоков.
  • Высокая вертикальная скорость посадки.
  • Посадка на воду.
  • Посадка на лес.
  • Посадка при сильном ветре.

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.

   
Copyright © 2008 ТД "АУМАС"
Тел.: (8552) 77-36-15
судно на воздушной подушке свп Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности
Cоздание сайтa Вебцентр CMS SiteEdit