ТД "АУМАС"
судно на воздушной подушке, аэроджипы, аэростаты, планеры, вертолеты, самолеты, аэрокатер
Тел./Факс: (8552) 77-36-15
МОБ.:+7 905 374 0010
   

Парашют Котельникова

Глеб Евгеньевич Котельников

Трагический полёт Мациевича видел и малоизвестный драматический актёр Глеб Евгеньевич Котельников.

Рис.1 Глеб Евгеньевич с женой Юлией Васильевной и детьми - Анатолием и Тамарой

Рис.2 Г.Е. Котельников в одной из ролей

«Гибель молодого лётчика, — писал Котельников много лет спустя, — настолько меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности».

Рис.3 Капитан Мациевич на «Фармане» перед взлетом небольшую

Рис.4 Всё, что осталось от «Фармана» Льва Мациевича

Рис.5 Катастрофа с капитаном Мациевичем. Зарисовка очевидца

В прошлом офицер-артиллерист, а затем акцизный чиновник, он всегда интересовался техникой. Другим увлечением его был театр. Под псевдонимом Глебов-Котельников он играл на любительской сцене, но мечтал о профессиональной.

Мечта его осуществилась, когда он в 1910 г. с семьёй приехал в Петербург и был принят в драматическую труппу Народного дома, весьма популярного столичного театра.

В то время даже многие авиаторы считали, что парашют в авиации вообще не применим. Котельников был другого мнения.   «Я превратил свою комнату в мастерскую, — писал он, — и более гола работал нал изобретением нового парашюта».

Он пришёл к выводу: парашют должен быть ранцевым и всегда находиться на авиаторе. Стропы его следует разделить на два пучка и каждый прикрепить к своей лямке. Подвесную систему, «амуницию», — сделать из прочных пеньковых ремней. Купол — изготовить из шёлка.

Вот каким виделся изобретателю его авиационный парашют: внутри алюминиевого ранца на двух спиратьных пружинах лежит подвижная полка. Её опускают, пружины сжимаются. Затем на полку укладывают стропы и купол. Ранец закрывают крышкой, к замку которой прикреплён ремешок с кольцом, висящим на груди авиатора.

Выпрыгнув из самолёта, лётчику достаточно будет потянуть за этот ремешок. Крышка ранца откинется, и пружинная полка вытолкнет купат и стропы наружу.

Размышляя над устройством своего парашюта, Котельников не знал, что у него есть единомышленники. Почти одновременно с ним француз Ж. Балондрад предложил укладывать парашют в наспинную коробку и в случае аварии выбрасывать купол и стропы взрывом порохового заряда.

Не знал Котельников и о том, что далеко от Петербурга, на Урале, крестьянин И.К Сонтаг подал патентную заявку на парашют, купол которого в виде свёртка также крепился на спине летчика. И хотя эти идеи были похожи, парашют Котельникова был существенно проще и надёжнее.

Сделав модель, Глеб Евгеньевич уехал в Новгород к своему старшему брату и там, поладьте от посторонних глаз, испытал сё, сбросив несколько раз с воздушного змея. Не было ни одной осечки. Значит, и большой парашют будет действовать так же надёжно, как и модель.

Не теряя времени, Котельников пишет докладную записку военному министру, генералу В.А.Сухомлинову. «Ваше Высокопревосходительство, -обращался он к генералу. — Длинный и скорбный синодик славных жертв авиации натолкнул меня на изобретение весьма простого полезного прибора для предотвращения гибели авиаторов в случаях аварии с аэропланами в воздухе».

Котельников писал, что его изобретение «должно быть немедленно охранено привилегиями, как в России, так и за границей», но для этого необходимы немалые средства. Он просил выдать ему субсидию для патентования и производства испытаний парашюта.

Глеб Евгеньевич сам отнёс свою записку в Военное министерство. Сухомлинова на месте не оказалось. Принял изобретателя помощник министра, генерал Л.А.Поливанов.

«Я показал свои чертежи,- вспоминал Котельников, — показал модель, объяснил устройство ранца-парашюта и спросил генерала, не желает ли он посмотреть, как действует мой парашют».

Поливанов ответил утвердительно. Тогда Котельников, взяв в руку конец шнура, прикреплённого к замку ранца, подбросил куклу почти до самого потолка высокого кабинета. Парашютик моментально раскрылся и плавно опустил куклу на паркетный пол.

Такая неожиданная демонстрация модели на Поливанова произвела впечатление. На своей визитной карточке он написал: «Главного инженера генерала Роопа прошу подателя сего принять и выслушать».

Теперь Котельникову предстояло иметь дело со «спецами» Инженерного замка, где располагалось Главное инженерное управление. С волнением ждал Котельников заключения на свой парашют. Официальный ответ пришёл в сентябре 1911г.

Он был отрицательным. Воздухоплавательный комитет, рассмотрев изобретение, посчитал, что «ранец-выбрасыватель ничем не обеспечивает надёжность открывания парашюта, а потому не может быть принят в качестве спасательного прибора».

Для Котельникова это было тяжёлым ударом. Приговор специалистов, причастных к авиации, ввёл его в сомнения: а. может быть, его парашют и в самом деле «не обеспечивает надёжность открывания»? И уже, не надеясь на субсидию, решил запатентовать его за собственный счёт.

27 октября 1911 г. он обратился в промышленный отдел Министерства торговли, ведавший тогда патентными делами и в начале ноября получил охранительное свидетельство за №50103. зафиксировавшее его приоритет.

Рис.6 Чертежи к французскому патенту Г.Е.Котельникова

Позже, в январе 1912 г., Котельников послал патентную заявку в Париж, и 20 марта того же года ему был выдан французский патент № 438612. Достаточно одного взгляда на приложенный к патенту чертёж, чтобы увидеть, как парашют разительно изменился. Самое удивительное, что в куполе его появились восемь телескопических спиц с длинными пружинами внутри.

Изобретатель добавил их для «надёжности открывания», как того требовали горе-критики Инженерного управления. Однако очень скоро он убедился, что никакие спицы парашюту не нужны и отказался от них.

Актёры, коллеги Глеба Евгеньевича, знали о том. что произошло в Инженерном замке, сочувствовали своему товарищу. «Но сочувствие друзей не могло ободрить меня», — писал Котельников. — Первое время я старался даже не вспоминать о парашюте. Однако это не удавалось — я постоянно думал о том. как бы мне соорудить ранец-парашют и добиться его испытания».

Источник: Журнал "Техника молодёжи" №926
2010 Ноябрь, стр. 44-45
Автор статьи: Геннадий Черненко

   
Copyright © 2008 ТД "АУМАС"
Тел.: (8552) 77-36-15
судно на воздушной подушке свп Условия использования материалов сайта Политика конфиденциальности
Cоздание сайтa Вебцентр CMS SiteEdit