Масса груза аэростата

Ограничение массы полезного груза

При подготовке аэростата к полету необходимо следить, чтобы масса полезного груза, включая пилота, пассажиров, а также транспарантов, размещаемых на поверхности оболочки, не превышала определенных значений. Превышение допустимой массы опасно перегревом ткани оболочки.

Обычно для оболочек, изготовленных из полиамидных тканей, предельно допустимой рабочей температурой считается 120°, а загрузка аэростата определяется исходя из температуры 100°С. Запас в 20° предусматривается для обеспечения вертикальной скорости и возможных отклонений температуры атмосферы по высоте от стандартных значений. Для полиэфирных тканей предельно допустимая рабочая температура обычно составляет 130...140°С. В таблице 7.1 приведены значения максимальной взлетной массы аэростата для оболочек объемом 1000 м1 из полиамидных тканей, то есть соответствующие 100°С.

Для определения максимальной массы полезного груза необходимо значение, полученное из таблицы, пересчитать на реальный объем оболочки и вычесть массу снаряженного аэростата. С этой целью можно воспользоваться номограммой, приведенной на рисунке 7.2.

В качестве примера определим максимальную массу полезного груза для аэростата с оболочкой V=2500 м3 снаряженной массой 400 кг, при старте в горных условиях с высоты над уровнем моря 750 м, температуре воздуха в момент старта +15°С и планируемой высотой полета (над уровнем моря) 2000 м. По таблице 7.1 находим значение максимальной взлетной массы для аэростата с оболочкой 1000 м3 которое составит 246 кг. Далее по номограмме (рис.7.2) получаем, что максимальная масса полезного груза должна быть чуть меньше 200 кг.

Необходимо заметить, что расчет загрузки должен приводиться в руководстве по летной эксплуатации на каждый аэростат, а показанные таблица и номограмма являются лишь примером и могут быть рекомендованы для проведения оценочных расчетов.

Таблица 7.1. Значение максимальной взлетной массы для аэростатов с оболочкой из полиамидных тканей объемом 1000 м

Высота места старта
от уровня моря, м

Планируемая высота
полета от уровня моря, м

3000

2250

1500

750

0

0

1000

2000

3000

4000

5000

Температура воздуха
у поверхности Земли, °С

Максимальная
взлетная масса, кг

 

 

 

 

-20

449

431

411

391

370

349

 

 

 

-20

-15

422

405

387

369

349

330

 

 

-20

-15

-10

396

381

365

348

330

311

 

-20

-15

-10

-5

410

358

343

328

311

294

-20

-15

-10

-5

0

354

335

322

309

293

278

-15

-10

-5

0

5

322

314

302

290

276

262

-10

-5

0

5

10

301

293

283

272

259

246

-5

0

5

10

15

279

273

264

255

244

233

0

5

10

15

20

258

253

246

238

228

218

5

10

15

20

25

238

235

229

222

213

204

10

15

20

25

30

218

216

212

207

199

191

15

20

25

30

35

200

199

196

192

185

178

20

25

30

35

40

181

181

1X0

177

172

166

Рис. 7.2. Номограмма для определения массы полезного груза

Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва, Издательство Астрель, 2002.